Существующая Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 2000 году, сыграла важную роль во внутренней и внешней политике России, в укреплении российской государственности. Однако в ней недостаточно представлен такой фактор, как цивилизационная составляющая национальной безопасности. Эту ошибку следует учесть при разработке новой концепции.
В настоящее время со стороны государств некоторых локальных цивилизаций для РФ исходят и военные, и невоенные угрозы. Они опасны не только для политической и экономической систем, территориальной целостности и суверенитета России. Вызовы направлены и против сердцевины православной цивилизации. Цивилизационная составляющая новой Концепции национальной безопасности должна обеспечить защиту от внешних угроз для всех сфер жизнеобеспечения: политической и экономической систем, этнических и религиозных структур, культуры, всех форм общественного сознания, идентичности, традиций, образа жизни.
Отрицание и игнорирование такого цивилизационного подхода сегодня не позволяет российской власти выработать и проводить взвешенную политику в отношении украинского и грузинского народов. Недооценка культурологического и конфессионального диалога РФ с государствами западноевропейской цивилизации затрудняет цивилизационную политику в отношении Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.
В новой концепции целесообразно четко представить позицию, что, во-первых, РФ заинтересована в расширении демократического сообщества за счет государств других цивилизаций; во-вторых, РФ осуждает диктаторские режимы; в-третьих, РФ осуждает насильственное насаждение демократии.
Основное внимание в существующей концепции безопасности уделено экономической безопасности в ущерб безопасности культуры. И это не случайно. В РФ до сих пор нет социально-философского осмысления духовных процессов, нет защиты духовного самосознания общества, нет рациональной политики в области культуры как базовой ценности, которая определяет поведение и деятельность россиян. Происходит коммерциализация культуры, размываются грани между массовой и элитарной культурой, между этическим и безнравственным. Продолжается процесс романтизации псевдогероев – бандитов и прочих уголовных преступников. СМИ, кинофильмы забиты жестокостью и насилием.
В защите нуждается и наука, которая находится на обочине общественной жизни. В стране явно принижена роль ученого. Видных ученых почти нет в исполнительной и законодательной власти, в политических партиях, зато во всех партийных списках представлены певцы, спортсмены, артисты.
Важной составляющей национальной безопасности РФ является также и религия. Между тем религиозные конфессии, и прежде всего православие, способствуют сплочению общества, увеличивают защитное духовное пространство, расширяют шкалу моральных ценностей, выполняют воспитательную функцию.
Безопасность РФ как сердцевинного государства православной цивилизации предполагает уважение к исторической памяти, к павшим в боях и сражениях за дореволюционную Россию, за Советский Союз. Однако мы являемся свидетелями равнодушия к погибшим даже в годы Великой Отечественной войны, которое происходит по вине федеральных и региональных властей. Исчезают многие захоронения воинов, на могилах отсутствуют имена погребенных, мемориальные кладбища превращаются порой в увеселительные зоны.
В стране не сохранены мемориалы убитых в годы Первой мировой войны, в период Гражданской войны. Все это свидетельствует о необходимости отмечать День поминовения павших на полях в войнах за Отечество.
Цивилизационная безопасность предполагает защиту всех форм общественного сознания и их практическое воплощение, особенно в морали. Но защита нравственности в РФ возможна при условии, что все ветви власти будут находиться в морально-правовом пространстве.
Следует обратить внимание и на еще одно важное обстоятельство. Нынешнее понимание национальной безопасности в концепции только как безопасности многонационального народа – носителя суверенитета РФ привело к неполному определению субъектов формирования и реализации политики национальной безопасности. К ним отнесены президент, Федеральное собрание, правительство, Совет безопасности, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В результате получился парадокс: в демократическом государстве от формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности отлучен главный субъект – российский народ.