0
6696
Газета Политика Интернет-версия

01.02.2008 00:00:00

Цивилизационная составляющая национальной безопасности

Юрий Киршин

Об авторе: Юрий Яковлевич Киршин - доктор философских наук, генерал-майор в отставке.

Тэги: идеология, социум, безопасность, политика


Существующая Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 2000 году, сыграла важную роль во внутренней и внешней политике России, в укреплении российской государственности. Однако в ней недостаточно представлен такой фактор, как цивилизационная составляющая национальной безопасности. Эту ошибку следует учесть при разработке новой концепции.

В настоящее время со стороны государств некоторых локальных цивилизаций для РФ исходят и военные, и невоенные угрозы. Они опасны не только для политической и экономической систем, территориальной целостности и суверенитета России. Вызовы направлены и против сердцевины православной цивилизации. Цивилизационная составляющая новой Концепции национальной безопасности должна обеспечить защиту от внешних угроз для всех сфер жизнеобеспечения: политической и экономической систем, этнических и религиозных структур, культуры, всех форм общественного сознания, идентичности, традиций, образа жизни.

Отрицание и игнорирование такого цивилизационного подхода сегодня не позволяет российской власти выработать и проводить взвешенную политику в отношении украинского и грузинского народов. Недооценка культурологического и конфессионального диалога РФ с государствами западноевропейской цивилизации затрудняет цивилизационную политику в отношении Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.

В новой концепции целесообразно четко представить позицию, что, во-первых, РФ заинтересована в расширении демократического сообщества за счет государств других цивилизаций; во-вторых, РФ осуждает диктаторские режимы; в-третьих, РФ осуждает насильственное насаждение демократии.

Основное внимание в существующей концепции безопасности уделено экономической безопасности в ущерб безопасности культуры. И это не случайно. В РФ до сих пор нет социально-философского осмысления духовных процессов, нет защиты духовного самосознания общества, нет рациональной политики в области культуры как базовой ценности, которая определяет поведение и деятельность россиян. Происходит коммерциализация культуры, размываются грани между массовой и элитарной культурой, между этическим и безнравственным. Продолжается процесс романтизации псевдогероев – бандитов и прочих уголовных преступников. СМИ, кинофильмы забиты жестокостью и насилием.

В защите нуждается и наука, которая находится на обочине общественной жизни. В стране явно принижена роль ученого. Видных ученых почти нет в исполнительной и законодательной власти, в политических партиях, зато во всех партийных списках представлены певцы, спортсмены, артисты.

Важной составляющей национальной безопасности РФ является также и религия. Между тем религиозные конфессии, и прежде всего православие, способствуют сплочению общества, увеличивают защитное духовное пространство, расширяют шкалу моральных ценностей, выполняют воспитательную функцию.

Безопасность РФ как сердцевинного государства православной цивилизации предполагает уважение к исторической памяти, к павшим в боях и сражениях за дореволюционную Россию, за Советский Союз. Однако мы являемся свидетелями равнодушия к погибшим даже в годы Великой Отечественной войны, которое происходит по вине федеральных и региональных властей. Исчезают многие захоронения воинов, на могилах отсутствуют имена погребенных, мемориальные кладбища превращаются порой в увеселительные зоны.

В стране не сохранены мемориалы убитых в годы Первой мировой войны, в период Гражданской войны. Все это свидетельствует о необходимости отмечать День поминовения павших на полях в войнах за Отечество.

Цивилизационная безопасность предполагает защиту всех форм общественного сознания и их практическое воплощение, особенно в морали. Но защита нравственности в РФ возможна при условии, что все ветви власти будут находиться в морально-правовом пространстве.

Следует обратить внимание и на еще одно важное обстоятельство. Нынешнее понимание национальной безопасности в концепции только как безопасности многонационального народа – носителя суверенитета РФ привело к неполному определению субъектов формирования и реализации политики национальной безопасности. К ним отнесены президент, Федеральное собрание, правительство, Совет безопасности, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В результате получился парадокс: в демократическом государстве от формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности отлучен главный субъект – российский народ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
613
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
723
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
738
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
609

Другие новости