Вчера глава Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) Александр Бастрыкин и руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы РФ по наркоконтролю (ФСКН) генерал-лейтенант Александр Михайлов заявили об отсутствии необходимости создания единого следственного комитета.
Напомним: в январе прошлого года генпрокурор РФ Юрий Чайка выступил за создание в России единого следственного комитета, куда вошли бы следователи МВД, ФСБ, наркоконтроля и прокуратуры. Такая структура стала бы аналогом американского Федерального бюро расследований (ФБР). Чуть позже эту идею поддержал и глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Он сказал, что, возможно, вскоре следственные комитеты всех правоохранительных структур объединятся в один. Бастрыкин добавил также, что именно такой следственный комитет развивает идею правового государства и соответствует принципу разделения властей. «Это нормальная идея, и она может стать реальностью в будущем», – подчеркнул он.
Однако вчера глава СКП РФ высказался в совершенно противоположном ключе: «Данная идея мне не представляется как конструктивная. У меня здесь чисто прагматический подход. Не успел развернуться наш следственный комитет при прокуратуре, мы загрузим себя дополнительными проблемами». Кроме того, считает он, создание единого следственного комитета осложнит работу следователей МВД, ФСБ и наркоконтроля, у которых должна быть сохранена связь с оперативно-разыскными службами.
Поддержал Бастрыкина и руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов. По его мнению, это было бы контрпродуктивно, ведь «разорвать следствие и оперативную поддержку – значит, погубить следствие».
Как считает политолог Михаил Виноградов, подобная перемена мнения говорит о нарастании противостояния элит. «Бастрыкину сейчас невыгодно создание такого комитета, – сказал он корреспонденту «НГ». – Ведь в этом случае ему придется вступать в борьбу за то, чтобы стать его руководителем. А это потребует дополнительных сил и средств». Вот Юрию Чайке, по мнению Виноградова, ослабить таким образом позицию своего первого зама было бы очень кстати. Ведь противостояние Генпрокуратуры и СКП РФ еще не закончилось.
По словам директора фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, «это что угодно, но только не противостояние элит». Павловский считает, что «происходящее сейчас – своего рода забег. В него включились все, кто не хочет оказаться вне того, что Дмитрий Медведев назвал «мейнстримом».
Избранный президент, пояснил Павловский, неодобрительно отнесся к непрофессиональной деятельности силовых структур, и поэтому «вопрос о создании так называемого российского ФБР становится очень актуальным»: «Нужна или не нужна такая структура – надо обсуждать открыто, с участием специалистов и с оценкой всех возможных рисков. В том числе и риска инфильтрации в новую структура коррумпированных кадров».
Такая перемена во взглядах Бастрыкина, по мнению источника «НГ» в правоохранительных органах, обусловлена тем, что в силовых структурах России после инаугурации Дмитрия Медведева ожидаются перемены. В МВД, в частности, ждут прихода Евгения Школова – бывшего разведчика и сослуживца Владимира Путина по работе в ГДР. А первым номером в списке кандидатов на пост руководителя ФСБ стоит, по словам того же источника, нынешний глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов.
«Скорее это оживление совершенно понятного конфликта в ожидании перемен и обновления системы власти, во главе которой, по нашей Конституции, стоит правительство», – сказал Павловский. «А Путин во главе правительства – это довольно серьезная реконструкция по меньшей мере самого правительства», – считает эксперт.