В ночь со среды на четверг в самом центре столицы попытке рейдерского захвата подвергся офис московского отделения «Движения за права человека». В боевых действиях приняли участие около 20 человек, одетых в форму московских дворников.
Как рассказал корреспонденту «НГ» исполнительный директор движения Лев Пономарев, его организация уже несколько лет арендует у Москомимущества нежилые помещения в доме № 7 по Малому Кисловскому переулку. Три месяца назад к ним в офис пришел человек и сообщил, что купил одно из помещений, занимаемых правозащитниками. Но он не мог не знать: приобретенные им якобы квадратные метры числятся в нежилом фонде и уже обременены договором аренды.
Информированность визитера не подлежала сомнению: он не был человеком со стороны, а являлся членом ТСЖ этого самого дома. Правозащитники предложили разрешить спор в суде. На том и разошлись. Но ненадолго.
За три дня до дворницкого штурма в офис пришли неизвестные милиционеры. Один из них представился местным участковым, однако Пономарев, знавший участкового в лицо, эту версию подверг сомнению. Правозащитник попросил людей в форме предъявить документы. Милиционеры поспешно ретировались, не раскрыв инкогнито.
В среду около 11 часов вечера металлическая дверь правозащитной организации была бесцеремонно вскрыта с помощью сварочного аппарата. Стоявший наготове взвод людей в форме дворников мгновенно занес в помещение тяжелые железные листы, бетонные блоки, металлические рельсы. Попытка адвоката Светланы Давыдовой, работавшей там в этот поздний час, противостоять захвату помещения не удалась. Двое мужчин, командовавших спецоперацией, выломали еще одну, внутреннюю, дверь и предложили ей покинуть помещение. К этому моменту на место событий уже прибыли и сам исполнительный директор «Движения за права человека», и вызванная по телефону милиция. А снаружи собралась группа сторонников правозащитников – около 30 человек. Именно эти люди, как считает Пономарев, и сыграли ключевую роль в том, что рейдеры потерпели фиаско. Гражданин из группы поддержки, несмотря на риск быть сброшенным захватчиками со второго этажа, проник в офис по водосточной трубе. Милиция, до этого ни во что не вмешивавшаяся, предотвратила готовую было вспыхнуть стычку между рейдерами и правозащитниками.
В этот момент, как считает Пономарев, и произошел психологический перелом в пользу оборонявшихся. Те, кто пытался захватить помещение, растерялись и отступили. Воспользовавшись моментом, правозащитники и их сторонники разгребли профессионально сделанные в помещении движения завалы и вернули на место срезанную металлическую дверь. После чего стороны отправились в отделение милиции писать заявления и составлять протоколы. Сейчас московское отделение «Движения за права человека» работает в штатном режиме. Однако расслабляться правозащитники не намерены. Необходимо выяснить, на каком основании состоялась эта сомнительная продажа помещений, находящихся в обременении. И была ли вообще сделка?
Правозащитник напоминает о высокой стоимости столичной недвижимости. Вторая причина случившегося, на его взгляд, – собственно деятельность «Движения за права человека». В последнее время, отмечает Пономарев, на многие общественные организации происходят подобные «наезды». Он напомнил недавнюю попытку выселения из офиса питерского отделения партии «Яблоко».
«Наше движение объявило недавно о начале акции по усилению общественного контроля за деятельностью московской милиции, – сказал Пономарев корреспонденту «НГ». – Видимо, это и стало поводом для усиления давления на нашу организацию. Кроме того, в день захвата наши сотрудники как раз работали над составлением жалобы в Европейский суд по правам человека по факту ареста в Чечне и последующего исчезновения сына жительницы Старопромысловского района Чечни Раисы Гулуевой». Работа застопорилась, и правозащитники вынуждены отратиться к европейцам с просьбой отложить слушание дела.