0
699
Газета Политика Интернет-версия

17.09.2008 00:00:00

Новая преграда для Nabucco

Эндрю Нефф

Об авторе: Эндрю Нефф - старший аналитик по проблемам энергетики независимой консалтинговой компании Global Insight, Лондон.

Тэги: грузия, ес, нефть, транзит, россия


Грузинская война может заставить Евросоюз вновь задуматься над своей стратегией по снижению растущей зависимости от импорта российского газа, поскольку именно Грузия является ключевым элементом этого плана. Россия де-факто установила эффективный контроль над нефте- и газопроводами, пересекающими Грузию, оставив за собой право блокировать такой транзит. Москва показала, что способна перекрывать поставки. Даже не целя непосредственно в Южно-Кавказский трубопровод (ЮКТ), нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), мощностью 1 млн. баррелей в день, или нефтепровод Баку–Супса, в ходе короткой, но интенсивной войны Россия высветила риски стратегии Евросоюза. Данная стратегия основывается на том, что в Европу через Грузию пойдут углеводороды из Азербайджана и потенциально Казахстана и Туркмении.

С одной стороны, тот факт, что ни один из этих основных трубопроводов не был поврежден в ходе войны, мог бы сигнализировать европейским импортерам и нынешним и потенциальным иностранным инвесторам в регионе, что страхи относительно стабильности и безопасности энергетических транзитных путей через Грузию раздуты. В конце концов, если бы Россия действительно хотела устранить то, что, по ее мнению, представляет угрозу в борьбе за долю европейского рынка, а именно поставки каспийских нефти и газа, то недавний конфликт был для премьера Владимира Путина прекрасной возможностью «позаботиться» об этой проблеме.

Но реалисты отметили, что БТД по случайному стечению обстоятельств уже не действовал, когда начались бои: за день до этого на востоке Турции случился пожар. И Россия ничего не выиграла бы (и даже больше проиграла бы), разбомбив трубопровод в этот период. Целенаправленная атака на главную нефтяную экспортную артерию Азербайджана лишь усилила бы международную критику в адрес Москвы. А трубопровод Баку–Супса только возобновлял работу после 20-месячного ремонта. Бомбардировка этой, гораздо менее мощной трубы (150 тыс. барр. в день), мало способствовала бы продвижению российских интересов. Так или иначе, BP решила приостановить поставки нефти через Супсу и газа по ЮКТ в качестве меры предосторожности. А это значит, что в результате конфликта возникли перебои в транзите углеводородов через Грузию.

Таким образом, конфликт обострил ощущение риска, если не увеличил сам риск опоры на Грузию как на ключевое транзитное государство. В долгосрочной перспективе психологические последствия войны могут еще больше, чем сама война, повредить появлению энергетического коридора Восток–Запад через Кавказ.

Трубопровод Nabucco, который предположительно должен пойти из Турции на Австрию через Румынию, Болгарию и Венгрию, как планируется, будет заполняться газом из Азербайджана и других прикаспийских государств, а также с Ближнего Востока. Хотя грузинский конфликт не влияет напрямую на маршрут Nabucco, возросший риск безопасности в стране – это очередная преграда, которую предстоит преодолеть поддерживаемому Евросоюзом трубопроводу. Тот факт, что РФ в любой момент может вызвать на территории Грузии сбои или остановку БТД, из которого газ должен пойти по Nabucco, способен заставить ЕС иначе посмотреть на вопрос, позволит ли политическая поддержка Nabucco обеспечить большую «независимость» Европы от России.

Более острое ощущение риска для поставок газа по Nabucco, если не для самого трубопровода, может привести к крушению проекта под собственной тяжестью. Особенно, если возросшие риски приведут к повышению цены строительства трубы длиной 3 тыс. км. Nabucco может столкнуться с дополнительными финансовыми трудностями, поскольку его акционеры будут вынуждены решать двойную проблему: более дорогих кредитов и страховки из-за больших рисков безопасности, включая ситуацию в Грузии; и возросшие коммерческие риски по обеспечению достаточного заполнения трубопровода.

Большие риски грузинского транзита и слабые перспективы реализации Nabucco увеличивают преимущество предлагаемого «Газпромом» проекта «Южный поток», который должен пройти по дну Черного моря в Болгарию, а затем разделиться на две нитки, снабжающие Южную и Центральную Европу. По нашей оценке, спрос в Европе на газ оправдывает строительство либо «Южного потока», либо Nabucco, но не обоих. Представляется, что если европейские правительства и Еврокомиссия коллективно не выступят с однозначной поддержкой Nabucco, судьба этого проекта предрешена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1449
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1652
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1764
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4073

Другие новости