0
840
Газета Политика Интернет-версия

20.01.2009 00:00:00

Тактический успех и стратегические вопросы

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Мальгин - советник ректора МГИМО, кандидат политических наук.

Тэги: украина, газпром, конфликт


украина, газпром, конфликт В Европе существует единое энергетическое пространство.
Фото Reuters

Если это не очередной фальстарт, то можно поздравить Россию, Украину и ожидающих газа европейцев с договоренностями, достигнутыми Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко. Но даже если это и успех, на что все надеются, то успех тактический. В стратегическом же плане остается много вопросов. Как долго будут действовать договоренности? Не дезавуируют ли их президентские выборы в Украине или дальнейшее развитие экономического кризиса, который приведет к изменению в расстановке олигархических сил и групп влияния в украинской да и российской политике? А что мы будем делать, если другой транзитер – Белоруссия – вдруг не договорится с Россией в канун следующего года? Список вопросов можно продолжать.

Попытки ответить на эти и подобные вопросы неоднократно звучали в ходе нынешнего драматического скандала. При всех вариациях деталей суть ответа, предлагавшегося и Москвой, и Киевом, и Брюсселем, была одинаковой.

Все согласились с тем, что реально в Европе существует единое энергетическое пространство. Может, для большей четкости стоит говорить – единый рынок. При этом границы этого рынка не признают политических границ ЕС или СНГ. Это действительно широкий евроазиатский феномен. На этом рынке объективно существует несколько секторальных (газ, нефть, электроэнергетика) и географических сегментов (центральноазиатский, восточноевропейский, южноевропейский и т.п.). При всей автономности этих сегментов они все больше оказывают взаимное влияние друг на друга. Именно поэтому всякое стремление к некоему сепаратному поведению в том или ином сегменте будет вести к неизбежным потерям для всех и прежде всего для инициатора такого поведения. Если подобное утверждение в начале 1990-х годов, когда только вызревали идеи энергетической общности евроазиатского пространства, в том числе Энергетической хартии, это звучало как лозунг, то сейчас это императив.

Примечательно, что российская и украинская стороны с некими многочисленными оговорками и умолчаниями начинают признавать, что транспортная инфраструктура это не только национальное достояние – отсюда и наблюдатели на ГИС, и возобновление обсуждений того, что транзитная труба может иметь множественную форму собственности ради общего блага. Налицо стремление если не к полной транспарентности отношений в энергетической сфере, что в Москве и Киеве борется с сильной привычкой к «сложным схемам», то как минимум к некой общей рамке, параметры которой будут юридически гарантированы широким кругом участников. В этой связи интересно было отметить не только упоминание российскими чиновниками и представителями «Газпрома» международно-правовой практики, арбитражных судов, но и, казалось бы, сугубо «чуждой» Энергетической хартии.

Последняя, о чем сам автор уже писал на страницах «НГ», в своей нынешней форме и с прилагаемыми договорами и протоколами не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Вместе с тем так самоуверенно отвергать идею многосторонних и всеобъемлющих договоренностей, как это делалось в «тучные годы» недальновидными околомонопольными аналитиками и лоббистами, вряд ли будет позволительно. Заявления о том, что зарубежные инвестиции в российскую энергетику для нас не самое главное, в нынешней ценовой ситуации вызывают только горькую усмешку. Скорее, наоборот, нынешняя ситуация нас подталкивает к тому, чтобы активно включиться в формирование политико-правового поля энергетики на евроазиатском пространстве. (Это почти как с ВТО – мы ее не любим, но, судя по заявлениям последних дней, снова вступаем, как всегда, до конца года.) Здесь может пригодиться и опыт Энергохартии, где явно назрело ее второе, «дополненное и исправленное издание», так и опыт энергодиалога Россия–ЕС.

Думается, что по итогам нынешнего кризиса энергетическая глава может стать центральной в переговорах с ЕС о новом соглашении. При этом важно сделать так, чтобы с российско-европейскими договоренностями оказались согласованы и украинско-европейские, равно как и украинско-российские. Возможно, через подобные многотрековые переговоры мы и выйдем на согласованное понимание Энергетической хартии. Действительно, энергетика обрекает нас на некое минимальное единство и согласие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2258
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5042
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3197

Другие новости