0
1166
Газета Политика Интернет-версия

21.01.2009 00:00:00

Невыносимое тело

Андрей Черепанов

Об авторе: Андрей Черепанов - руководитель "Проекта национального развития".

Тэги: ленин, мавзолей, кпрф


ленин, мавзолей, кпрф Несмотря на идеологические споры, Мавзолей остается одним из символов России.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

21 января 2009 года исполняется 85 лет со дня смерти Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Он, по убеждению сторонников коммунистической идеи, был и остается величайшим гением всех времен и народов, «самым человечным человеком», и поэтому надобно бережно относиться ко всему, что напоминает о нем, – не сносить скульптуры, не переименовывать улицы, не выносить тело вождя мирового пролетариата из Мавзолея.

Когда-то подавляющее число граждан моей страны искренне верили, что коммунизм – самый прогрессивный общественный строй. Мы с гордостью вступали в октябрята, в пионеры, в комсомольцы и кому особо везло – в КПСС, получали значки и членские книжки с изображением Ленина. По сути, вся жизнь Страны Советов осенялась его великим именем. Умело организованная пропаганда ленинского учения придавала ему силу религии. А религия должна охватывать весь цикл существования человека – от рождения до самой смерти и даже далее. Но ленинский коммунизм как религия не приобрел бы свою целостную мощь, если бы в 1924 году опечаленным лидерам партии не пришла в голову мысль забальзамировать и положить тело только что умершего вождя в Мавзолей для всеобщего обозрения.

Но сегодня ленинизм перестал быть официальной общественной идеологией в России. Поэтому изменилось и отношение к Мавзолею. Вновь и вновь звучат предложения о перезахоронении Владимира Ульянова, вновь и вновь руководители КПРФ дают им гневные отповеди, защищая право доступа к телу великого вождя.

Каждому – свое. Кто-то считает, что дальнейшее функционирование Мавзолея недопустимо потому, что языческое капище на Красной площади позорно, а символические силы тянут нашу страну назад и не дают ей шанса цивилизоваться. Многим вообще никогда не хотелось посещать Мавзолей. Они предпочитают не смотреть на мертвецов, и уж тем более в советскую эпоху им было бы прискорбно видеть мертвым создателя столь живого учения. Это примерно как получить октябрятский значок с изображением мумии вместо симпатичного кудрявого мальчика.

Но кому-то доступ в Мавзолей необходим, чтобы убеждаться в правдивости строк «Ленин всегда со мной!» Кто-то ходит туда для удовлетворения любопытства – посмотреть на того, чьим именем когда-то держали в узде гигантскую страну и чьим учением завлекали почти полмира. Поэтому вряд ли будет правильным называть их некрофилами и на этой основе вовсе игнорировать их интересы.

Между тем найти законное и справедливое решение «мавзолейного» вопроса все-таки надо. И, вероятно, надо сделать это в общественном согласии.

Прежде всего следует понять, что в Мавзолее лежит тело человека, некогда правившего великой Россией, превращенное в экспериментальный музейный экспонат. На протяжении 8,5 десятилетия для поддержания «объекта» в надлежащем состоянии его не только осматривают ученые, но периодически останки вождя опускают в ванные со специальными растворами. То есть вынимают из ложа, раздевают догола, вымачивают продолжительное время в химических реагентах. Потом тело высушивают, одевают и вновь укладывают для экспонирования. Как это делалось, например, профессором Борисом Збарским, можно ознакомиться по его докладу: «Тело было проведено через ряд ванн с бальзамическими жидкостями, в которых постепенно повышалась концентрация растворенных веществ (глицерин, уксуснокислый калий) до полного пропитывания тканей. Предварительными экспериментами нам удалось найти наиболее удачную рецептуру этих веществ с точки зрения испарения. При этой концентрации почти не происходит испарения и уменьшения веса при обычной температуре. Тело в настоящее время пропитано этим составом, вследствие чего надо думать, что в дальнейшем подсыхание будет происходить крайне медленно».

А теперь задайте себе вопрос: так ли уж важно доказывать наличие завещания Ленина быть похороненным рядом с его матерью на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге? Может, достаточно живо себе представить, что ответил бы Владимир Ильич тому, кто предложил бы ему стать после смерти таким вот музейным экспонатом? «Полный идиот!» – это для инициатора такого предложения, вероятно, было бы самой мягкой характеристикой.

Пусть каждый из сторонников продолжения нахождения тела Ленина в Мавзолее задаст и себе самому аналогичный вопрос: готов ли он безвозмездно согласиться на то, чтобы после смерти его забальзамированное тело было навечно выставлено в музее для всеобщего обозрения с периодическим вымачиванием в физрастворе? Наверное, никто со здравым рассудком на такое не решится, и, значит, есть серьезный шанс, что сами же коммунисты в конце концов потребуют прекращения глумления над своим кумиром.

А противникам коммунизма предлагаю не настаивать на перезахоронении Ленина. Сегодня, когда нет всеохватывающей пропаганды идеологии ленинизма, Мавзолей превратился в символ умирающего утопического учения, его замшелости. И чем больше молодежи увидит безжизненное тело Ленина, тем будет надежнее профилактика против возрождения коммунизма. Может, стоит согласиться с тем, что использование тела Ленина в качестве музейно-выставочного образца – это справедливая расплата за то, что он натворил в России?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1681
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1786
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4104

Другие новости