0
1252
Газета Политика Интернет-версия

17.11.2009 00:00:00

Сербия потеряла духовного лидера

Павел Круг.

Об авторе: Павел Германович Круг - обозреватель приложения "НГ-религии"

Тэги: сербия, траур


сербия, траур Патриарх Павел был для сербов отцом нации. Многие считали его святым при жизни.
Фото www.spc.yu

В воскресенье умер Сербский Патриарх Павел (в миру – Гойко Стойчевич). Для современного православия это была символическая фигура, олицетворявшая лучшие качества пастыря – твердость в вере, смирение и аскетизм. Для своего народа он был настоящим духовным лидером, предстоятелем Церкви, объединяющей сербов, оказавшихся после распада Югославии по разные стороны политических границ. Он родился в год национальной катастрофы, в 1914-м. Во время Второй мировой войны укрылся в православном монастыре, вскоре постригся в монахи. В 1954 году принял сан священника. Более 30 лет, с 1957 по 1990 год, возглавлял епархию в Косово и Метохии. И 19 посткоммунистических лет, в годы войн и переворотов, нес служение Патриарха. Последние годы жизни он провел в больнице и просил Синод отпустить его на покой. Однако архиереи не приняли его отставки, и Павел оставался Патриархом вплоть до конца своих дней. Он был символом, почти легендой – и в то же время открытым и добрым человеком. О нем слагали житийные истории. Еще при жизни называли святым.

Этот человек сталкивался со сложнейшими политическими проблемами. И сейчас, пока в Сербии траур, в Косово – праздник народного волеизъявления. Вышло так, что Патриарх Павел скончался в тот самый день, когда в крае прошли муниципальные выборы, в том числе и в сербских анклавах. Принимая участие в голосовании, косовские сербы косвенно признали бы легитимность властей, провозгласивших независимость края от Белграда. Поэтому Сербская Церковь заранее призвала бойкотировать выборы, так как она не признает правительства Хашима Тачи. Кстати, его партия и победила на выборах, одолев сторонников Рамуша Харадиная – предшественника Тачи. Но даже если бы борьба между ними завершилась другим исходом, косовским сербам это ничего хорошего не сулило. Ведь, по их глубокому убеждению, никакое албанское правительство в Косово не сможет обеспечить им безопасность. Местная православная епархия фактически находится на нелегальном положении. Между тем косовский город Печ – древняя кафедра сербских первоиерархов. Возможно, Патриарх Павел был последним главой Сербской Церкви, который по исторической традиции взошел на престол в Пече (в 1994 году, спустя несколько лет после официальной интронизации в Белграде).

Патриарх Павел твердо стоял на том, что Косово – неотъемлемая территория сербского государства. И если какой-нибудь церковный или государственный деятель в Сербии сейчас начнет высказываться иначе, он мгновенно потеряет всякий авторитет. Однако время идет, и так как никакой реальной возможности вернуть Косово у Сербии нет, местные сербы рано или поздно вынуждены будут пойти на сотрудничество с новой администрацией, хотя бы на низовом уровне. И православному духовенству тоже придется сделать нелегкий выбор между идеалом мученичества и политическим прагматизмом.

Осознавая себя последним оплотом православного христианства в Европе, Сербская Церковь при Патриархе Павле принимала активное участие в межхристианском диалоге. Сам он часто встречался с иерархами Римско-Католической Церкви. При этом в бывшей Югославии сильны этнорелигиозные антипатии, в частности между православными сербами и хорватскими католиками. Кровавые столкновения между сербами и мусульманами в Боснии поставили Сербскую Церковь перед необходимостью искать диалог и с исламом. Провозглашение независимости Косово вновь актуализировало этот вопрос, хотя большинство косовских албанцев на самом деле не столь уж религиозно.

Наиболее вероятный преемник Патриарха Павла – митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). В последние годы он исполнял обязанности главы Сербской Церкви, председательствуя в Синоде. Вчера он был избран местоблюстителем патриаршего престола, а выборы нового Патриарха должны пройти в течение ближайших трех месяцев. Митрополит Амфилохий возглавляет епархию Сербской Церкви в Черногории, где в начале 1990-х произошел раскол – образовалась независимая Черногорская Церковь, которая до сих пор не получила признания в православном мире. Похожая ситуация и в Македонии, где еще с 1967 года существует независимая Македонская Церковь. Эти два раскола серьезно осложняют взаимоотношения между народами бывшей Югославии. Отделившись от великосербского геополитического ядра, черногорцы и македонцы пожелали независимости и в церковном вопросе, а Сербская Церковь оказалась перед сильнейшим искушением впасть в слепой, жесткий национализм. Однако Патриарх Павел это искушение преодолел – являясь национальным лидером, он всегда был в первую очередь добрым пастырем. При этом он всячески отстаивал церковное единство.

Сербская и Русская Церкви в последние 20 лет столкнулись с похожими проблемами – этнические конфликты, национальные расколы, гражданское противостояние внутри страны, амбивалентное отношение к демократическим ценностям Запада. И это на фоне всеобщего озлобления и падения нравов. Сходство ситуации дополняется тем, что годы первосвятительского служения Патриарха Павла почти совпали с периодом патриаршества Алексия II. И сейчас мы только начинаем осознавать, что эта эпоха нашей истории уже осталась в прошлом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1470
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4095

Другие новости