0
873
Газета Политика Интернет-версия

24.03.2010 00:00:00

Труды по укреплению трона

Александр Стризое

Об авторе: Александр Леонидович Стризое - профессор Волгоградского госуниверситета.

Тэги: мвд, реформа


Российская общественность активно обсуждает идею модернизации системы МВД. При этом для значительной части милицейских чиновников сама мысль о реорганизации органов внутренних дел представляется едва ли не кощунственной и угрожающей устоям государства.

В этой связи стоит напомнить, что в нашей стране существует богатая практика реформирования полицейско-милицейских ведомств. Настолько богатая, что есть основания говорить о МВД как об одном из наиболее часто (разумеется, в относительном историческом времени) реформируемом государственном институте.

Едва ли не каждый российский государь начиная со времен Александра Павловича считал своим долгом внести изменения в структуру или функционал МВД. В эпоху своего наивысшего имперского расцвета российское Министерство внутренних дел фактически сочетало в себе функции полицейского ведомства и нынешней администрации президента РФ (в части управления внутренней политикой и кадровой ротацией губернаторского корпуса). Вероятно, если бы Владислав Сурков оказался при дворе Николая Первого или Александра Третьего, то он скорее всего носил бы мундир и фуражку чиновника МВД.

В советский период система органов внутренних дел находилась в состоянии перманентного реформирования. Приблизительные подсчеты показывают, что только за время правления Сталина система НКВД-МВД реформировалась в кадровом и функциональном отношении не менее трех раз. Советскую милицию, например, то сливали в один наркомат с органами госбезопасности, то разделяли вновь. При этом вождь всех народов так и не мог окончательно определиться, кто кому должен подчиняться – милиционеры чекистам или наоборот. Эта дилемма была решена уже после смерти Сталина и ареста всесильного шефа МВД Лаврентия Берии.

История российского опыта модернизации Министерства внутренних дел показывает, что реформировать МВД – совершенствовать функционал и кадровый состав полицейского ведомства – следует регулярно. В противном случае эффективной работы этой организации (прежде всего в сфере охранительной политики) достичь невозможно.

Практика российской полицейской модернизации показывает также, что МВД – это жестко организованная система: она управляется централизованно, статус и функции ее элементов формально закреплены. Такая система ориентирована на выполнение приказа, на обеспечение единства действий, концентрацию и мобилизацию ресурсов, а не на плюрализм мнений, вариативность реакций и связанные с ними эксперименты и поиски. Надеяться на самореформирование такой системы, на то, что она сама себя очистит от «оборотней в погонах» («классово чуждых элементов», «врагов народа», «расхитителей социалистической собственности» – нужное подчеркнуть), – иллюзия, прикрывающая показушную суету и имитацию реформ.

Серьезное реформирование органов внутренних дел, тем более испытывающих кризис жестко организованных систем, возможно лишь извне. В нашем сегодняшнем случае речь может идти о создании специального комитета по реформированию МВД при президенте РФ, то есть инстанции, задающей внешние и обязательные для МВД условия преобразований. Именно на этот комитет должна быть возложена разработка концепции и стратегии реформы системы органов внутренних дел, проведение экспериментов на местах, руководство реализацией реформы и организация внешнего контроля за ее осуществлением.

Цель любой реформы МВД – оптимизация полицейской системы, приведение ее в соответствие с изменяющимися условиями существования, а не ее разрушение или чистка кадров, имитирующие перемены в угоду политико-идеологической конъюнктуре.

Стратегические задачи модернизации российского общества (и как части ее – системы МВД) указывают на то, что ключевым, системообразующим элементом реформы является работа с кадрами. Она должна включать в себя систему профессионального отбора и санации органов, прозрачную систему оценки деятельности сотрудников МВД, систему их социальной поддержки и правовой защиты и быть ориентирована на то, чтобы выявить, сохранить и продвинуть в органах внутренних дел лучших работников.

При этом приоритетами новой кадровой политики должны быть те структурные подразделения МВД, которые непосредственно взаимодействуют с населением: службы участковых, патрульно-постовой службы, автоинспекции. Именно их ошибки, непрофессионализм и злоупотребления формируют у граждан негативный образ не только милиции, но и власти в целом, порождают страх и недоверие к ней, провоцируют конфликтные ситуации.

Реформирование системы работы с кадрами как центрального звена в реформе МВД затрагивает и вопросы подготовки сотрудников органов внутренних дел в учебных заведениях и повышения их квалификации. Кадры, подготовленные в учебных заведениях МВД, вызывают большое число нареканий. К самим этим учебным заведениям и практике отбора в них прочно прилип ярлык «насквозь коррумпированных». В то же самое время в другом силовом ведомстве – ФСБ – используется несколько иная модель подготовки кадров, дающая не идеальные, но гораздо лучшие результаты.

Представляется, что имеющаяся в советской истории практика «обмена инфраструктурным опытом» милицейских и чекистских ведомств может сегодня стать одним из инструментов реализации очередной модернизации МВД России. Тем более что конечной целью любых российских либеральных реформ является создание всего лишь более эффективных охранительных институтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1914
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1207
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
897
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1185

Другие новости