0
1724
Газета Политика Интернет-версия

17.02.2012 00:00:00

Социально ориентированные решения

Владимир Бурматов

Об авторе: Владимир Владимирович Бурматов - первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова.

Тэги: образование, путин, программа


Статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованная на этой неделе, не являлась ни стилистически, ни содержательно предвыборным текстом. Если говорить о наиболее интересовавшей меня части, касающейся проблем образования, скорее ее можно охарактеризовать как попытку сформулировать некоторые концептуальные основы дальнейшей модернизации этой сферы. Именно не раздать всем сестрам по серьгам и просто пообещать увеличить выплаты работникам системы образования (что, безусловно, само по себе тоже имело бы позитивный эффект), а сформулировать условия эффективности и конкурентоспособности системы. И ключевым вопросом здесь стало формирование мотивации к повышению эффективности отечественного образования.

Именно об этом, на мой взгляд, большинство предложений Путина, часть из которых были недавно конкретизированы им на встрече с ректорами вузов. И именно такого разговора, как мне кажется, ждала высшая школа, в особенности с учетом постоянной эскалации конкуренции не только среди государственных, но и среди динамично развивающихся частных вузов и борьбы за симпатии абитуриентов с иностранными учебными заведениями, особенно активно начавшими претендовать на долю рынка с учетом бурного развития интернет-технологий в образовании.

Поэтому, даже предлагая абсолютно социально ориентированные решения – повышение стипендий и расширение практики грантов для студентов, увеличение зарплаты преподавательского состава и выравнивание зарплат внутри вузов, Путин говорит не о «подачках», а именно о формировании системы мотивации.

Студент, получающий нормальную стипендию на первых курсах и серьезные гранты под свои исследовательские проекты на старших курсах, куда с большей вероятностью останется в системе высшей школы, пойдет в аспирантуру, будет учиться там, понимая, что, работая в вузе, он сможет продолжить заниматься любимым делом и получать за это достойные деньги. Увеличение зарплаты профессорско-преподавательскому составу компенсирует существующую зачастую огромную и несправедливую разницу между заработной платой обычного преподавателя, на котором держится весь учебный процесс, и заработной платой ректора, которые сейчас могут отличаться на порядок, а то и больше.

Повторюсь, речь не просто об установлении справедливой системы оплаты труда преподавателей и финансовой поддержки студентов: помимо этого Путин предложил еще целый ряд мер, которые в комплексе должны позволить создать в России сеть университетов мирового класса, способных конкурировать с самыми престижными вузами мира. Кроме того, в эффективном высшем образовании Путин явно видит основу для формирования работающих социальных лифтов, позволяющую будущему специалисту получить качественное образование и успешно встроиться в экономику страны вне зависимости от того, где он родился и живет – в Москве или в провинции.

В качестве мер по повышению качества высшего образования премьер предложил закрыть вузы, занимающиеся фактической торговлей дипломами в рассрочку, когда ни о каком сколько-нибудь адекватном уровне знаний говорить не приходится, а студенту достаточно лишь вовремя вносить плату за обучение, и в вузе можно не появляться вовсе. Кроме того, будут выделены деньги на восстановление научных школ и продолжен процесс присоединения вузов, не имеющих серьезных исследований и рынка труда для своих выпускников, к серьезным университетам. Вкупе с предложенными Путиным экономическими мерами – бюджетными инвестициями в образование и возможным освобождением от налога на прибыль спонсорской помощи, направляемой компаниями вузам (вопрос сейчас будет прорабатываться Минобразования и Минфином), все это является хорошей основой для дальнейшей модернизации высшей школы.

И вот что еще импонирует мне: Путин не стал навязывать свои инициативы вузовскому сообществу, предложив свое видение развития системы образования и обозначив, что готово сделать в этом направлении государство, а что должны сформулировать и реализовать сами вузы. Думаю, такой подход будет и более продуктивен, и более высоко оценен представителями высшей школы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1062
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1032
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1293
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1054

Другие новости