0
3408
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2013 11:46:00

Дивный новый мир

Андрей Татаринов

Об авторе: Директор Центра Актуальной Политики


Сергей Неверов рассказывает о своей загородной недвижимости, и Евгения Альбац благодарит его за откровенность и «мужской поступок». Высокопоставленный единоросс не отделывается заявлением для прессы, комиссия по контролю за доходами не отказывается собираться под благовидными предлогами, а либерал-журналисты не встречают любое сказанное и не сказанное слово одинаково ожесточенным гудением в радиоэфирах и скрипом клавиатур в бложиках. Слова сказаны обеими сторонами, и понятно, что каждой придется за них нести ответственность.

Удивительное рядом. Оппозиционных кандидатов и оппозиционные партии больше не снимают с выборов и даже прощают многие огрехи – избирательные кампании становятся ярче и конкурентнее. Кампании Ройзмана в Екатеринбурге, Навального в Москве, «Патриотов России» в Осетии, РПР в Ярославле – прямые тому доказательства.

За последние пару лет российская политическая система изменилась и формой, и содержанием. Зарегистрировано уже 75 политических партий. 50 непарламентских партий участвовали в сентябрьских выборах, 27 из них теперь представлены в региональных парламентах. Все эти партии по сути – новые сообщества, через которые современный политический класс может реализовывать свои амбиции и интересы. 75 полноценных легитимных политических площадок для входа и продвижения себя в политике.

И «правила игры» сформулированы просто – настолько же просто, насколько этого требует современное российское общество, вместе и по частям.

Главным запросом и главной претензией к власти во все времена было требование ее открытости, честности и последовательности. Социальные и политические протесты возникали и возникают там, где общество не понимает логики принятия решения – в первую очередь, из-за непрозрачности властных механизмов и отсутствия взаимного доверия. И в эти неудобные для всех моменты от имени общества пытаются говорить всевозможные горлопаны, которые в любой другой ситуации столь заметными никогда бы не стали.

Сейчас мы находимся как раз в той точке, когда взаимное движение навстречу уже не просто различимо, оно очевидно. Власть отвечает на запросы общества – его морального большинства, с которым есть о чем разговаривать и которое настроено хоть на какое-то развитие в принципе, а не на топтание вокруг исключительно «горячих» тем.

Один из результатов закрытости власти – коррупция. Но громкие дела следуют уже одно за другим – губернатор Тульской области Дудка, дело «Оборонсервиса», что еще на слуху? Чуть ли не каждый день появляются новости о делах, заведенных против госслужащих самого разного уровня – за взятки и вымогательство. А через время выносятся обвинительные приговоры: по словам генпрокурора Юрия Чайки, только за первые 6 месяцев 2013 года 3600 чиновников осуждены по делам о коррупции, кроме того за 9 месяцев 2013 года по итогам прокурорских проверок 59 000 должностных лиц привлекли к дисциплинарной и административной ответственности.

Вспомните пример Владимира Пехтина. Когда такое было, чтобы председатель комиссии ГД сам уходил в отставку, как только был поднят вопрос о его зарубежной недвижимости? А ведь мог просто постараться тему «заиграть», потянуть время и отделаться сухим опровержением.

Это и есть новые «правила игры». Политический класс методом проб и ошибок, но достаточно быстро учится нести ответственность за свои действия. И обусловлено это скорее именно этическими, а не процессуальными нормами.

Система открыта на вход – и новым партиям, и общественным деятелям, и правозащитникам. 4 декабря движение «Гражданское достоинство» объявило о результатах конкурса на получение президентских грантов среди правозащитных организаций. Большинство победителей конкурса, среди которых будут распределены 200 млн. руб. – те, кто еще недавно ассоциировался исключительно с оппозиционным лагерем. Движение «За права человека», Московская Хельсинкская группа, ассоциация «Агора», центр «Мемориал», «Голос». Гранты не индульгенция, не подарок и не гонорар за лояльность – это работа и дополнительная ответственность для организаций, претендующей на профессионализм, но прежде действовавших весьма и весьма тенденциозно.

Другой пример понятных «правил игры» закрытие «Мастер-банка», которое кажется неожиданным. Публичное раскрытие масштабной схемы отмывания средств и «обналички» еще недавно могло трактоваться только новым «переделом» - но в логику новой системы вписывается наилучшим образом. Неважно, кто за этим банком, важен факт преступления. А еще важно вернуть вклады всем тем, кто к «серым» схемам не имел отношения – и запаса прочности российской финансовой системы для этого хватит. Потому и не происходит митингов ни «Руки прочь от Мастер-банка», ни, наоборот, «Верните наши деньги»: если ситуация разрешается в правовом поле, митинги не нужны и не эффективны даже как PR-инструмент.

Каждый день дает нам новые примеры того, как новые подходы вытесняют старые. Подрались в коридоре Госдумы два депутата от ЕР, Журавлев и Делимханов. У последнего выпал из кармана предмет, сразу ставший мемом – «золотой пистолет». Оба депутата уже призвали считать конфликт исчерпанным – но общество может не сомневаться в том, что история с пистолетом обязательно будет расследована, ношение огнестрельного оружия просто так теперь даже депутатам не прощают.

Понятные правила игры удобны тем, что все участники процесса понимают границу. Там где появляется оружие – политика заканчивается. Там где булыжники летят в голову – политика заканчивается. Там где молоток и членовредительство – политика заканчивается и начинается история болезни. Сегодня в редакциях СМИ иногда корреспонденты спорят о том, кто должен освещать то или иное событие: отдел политики или отдел происшествий.

Новая реальность обществом принята. «Болотные протесты» сошли на нет в связи с неинтересностью остальным россиянам, рейтинг Путина как лидера и ключевого символа политической системы стабильно высок. При этом очень многим персоналиям, желающим считаться политическими игроками, соответствовать новым вызовам и новому качеству политики будет трудно. Они так не умеют.

Господин Навальный, объявивший себя главной жертвой режима, остается на свободе, в отличие от десятков чиновников, получивших приговоры по той же статье, что и он. Адвокатский статус, полученный в регионе, в котором он «поработал» советником губернатора, поддельный военный билет, дело «Ив Роше», по сути семейное дело Навальных, нелегальные агитматериалы на выборах, «серый» сбор денег через Яндекс.Кошельки и 7 млн. неизвестного происхождения на банковском счете – все это как клейма его приверженности старому стилю. Коррупционно-романтический old school. Судимость не позволит участвовать в выборах. Регистрировать партию видный юрист, видимо, не желает – потому что быть «одним из 75» ему не интересно, а на большее рассчитывать не приходится. Перспектив на выборах для «Народного альянса» нет даже в Москве - выборы в МГД пройдут, скорее всего, в одномандатных округах и кандидатам «от Навального» на победу рассчитывать не приходится – любой кандидат от «Единой России» сразу стартует с рейтинга в 20-30%, все остальные практически с нуля. Что остается? Остается прикрываться компроматом насильных мира сего, дабы выглядеть не уголовником, а мучеником.

Изменение политической системы превращает Навального в инструмент для тех, кто за системой опоздал и остался в старых реалиях. Сергей Неверов предположил, что именно так родилось «расследование» по дачному кооперативу «Сосны» - что инициатором очередной антиединоросской кампании Навального был Алексей Кудрин, а еще одним участником – Александр Винокуров. В 2008 году, будучи министром финансов РФ, Кудрин выдал банку «КИТ-Финанс» кредит в 135 млрд. руб. После этого глава банка Александр Винокуров из банка ушел и уже как бы из личных сбережений профинансировал создание телеканала «Дождь». Теперь по стечению обстоятельств именно этот телеканал первым из СМИ добрался до «Сосен» и выпустил «продолжение расследования». Бывший министр, бывший банкир и бывший кандидат в мэры играют в игры в стиле Компромат.ру, только подороже.

Возможно, именно желание «остановить мгновение» и делает многих действующих лиц «бывшими». Господин Немцов выбрал то мгновение, когда был разудалым «преемником» - и так и остается нереализовавшимся политическим хулиганом, хоть и снова с депутатским удостоверением. Там же где-то в 90-х остается, например, глава МК Павел Гусев, когда главными рекламодателями были бордели. Все они теперь – контрэлита, бенефициары старых правил.

Стал ли таким бенефициаром бывший сотрудник администрации Президента Алексей Чеснаков? Новый уклад он критикует буквально во всем: факт регистрации новых партий – «показная мультипартийность», а отказ в регистрации «Народного альянса», по его мнению, «демотивирует избирателя». Чеснаков пишет в парадигме политтехнолога, когда важны не собственные субъектные действия, а исключительно способы мотивации и демотивации избирателя. Вполне логично, что его тексты выходят на сайте znak.com, принадлежащем очень «технологичному» политику и бизнесмену Михаилу Прохорову. «Доверие к партиям как институту, способному в современных условиях эффективно агрегировать и отстаивать политические интересы, неуклонно падает. По уровню доверия они находятся на последнем месте среди всех социальных институтов» - сообщает бывший заместитель секретаря Генсовета «Единой России», как бы не причастный к становлению партийной системы.

Трендсеттером новой политической системы стал Владимир Путин, но состоявшейся и долговечной она станет, когда принципам открытости и ответственности начнет по собственной воле следовать большинство «государевых людей» в регионах. Пока еще, к сожалению, случаются истории типа «казуса Столярова-Жилкина». Губернатор Астраханской области Александр Жилкин, по сути сделавший мэром Астрахани Михаила Столярова, после разоблачения последнего не торопится не то что в отставку подать, но и попросту извиниться перед астраханцами.

Так или иначе, следующий единый день голосования заставит весьма значительную часть политического класса «синхронизироваться» с дивным новым миром и его «правилами игры».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1517
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1721
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1827
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4168

Другие новости