Каждому фронтовику хотелось донести до президента свою проблему. Фото с официального сайта президента РФ
Встреча Владимира Путина в данном формате с представителями Общероссийского народного фронта (ОНФ) и доверенными лицами – попытка развить и укрепить именно такой механизм решения проблем страны. Особенностью этого механизма по-прежнему является то, что конечной, окончательной фигурой, которая должна разрешать вопрос об отдельно стоящих зданиях, детских площадках и театре кукол в различных городах страны, должен быть президент.
Вчерашняя встреча – яркая демонстрация того, что если вынуть из этого механизма Путина, то ни правительство, ни члены фронта, ни доверенные лица президента не в состоянии решать проблемы в интересах граждан. Вот самое характерное ощущение от форума Народного фронта.
Мы-то думаем, что государственные и общественные институты крутят деньгами, проблемами, обратной связью с населением, отчетностью и подотчетностью. Но каждое такое мероприятие выявляет полное равнодушие чиновников на местах к проблемам. Поэтому гонец от людей находит представителя Народного фронта, доверенное лицо или депутата (часто это один человек). Он, правда, тоже не может решить свой вопрос с мэром или губернатором и приходит на встречу с президентом. Вот и на вчерашней встрече представитель из Нижнего Тагила, депутат Госдумы говорил о том, что не может решить своей проблемы, и попросил Путина «дать задание и решить ее».
Власть и ее актив не замечают архаичности подобной формы взаимодействия общества и президента. Не помогает даже прокладка из весьма неравнодушных людей, представляющих Народный фронт. Фронтовики – действительно неравнодушные. Однако вопросы решают по-прежнему таким образом, что единственным человеком в стране, который может – если захочет – воздействовать на что-то, является президент.
Спортсменка Елена Исинбаева попросилась на встречу с президентом «по очень личному вопросу» (Путин отшутился: «Вы меня смущаете»). Она поставила перед главой государства вопрос о строительстве стадиона: «Не можете ли вы, Владимир Владимирович, попросить олигархов, чтобы они построили нам стадион по легкой атлетике для проведения международных соревнований. У легкоатлетов Волгограда нет стадиона, и мы вынуждены арендовать. А мы хотим иметь свой стадион».
Все это происходит накануне 2014 года. И становится ясно, что люди, которые не добежали и не смогли прикоснуться к Путину, своих проблем не решат. То есть, может быть, и решат, но каким-то мистическим, кривым способом. Декларируемый механизм - это механизм, замещающий роль политических партий и правительства на разных уровнях. И политические партии, и правительство будут исполнять только то, что решат на своем совещании по поручениям, которые Путин распишет по итогам встречи, подобной вчерашней.
С точки зрения функционирования политической и экономической системы России форум ОНФ весьма характерен. Конечно, проблем много, и неравнодушных людей они в свой фронт подтянули, продолжается поиск кадров... Но при этом существует абсолютная вера, будто любые проблемы можно решить только таким способом. Один из выступающих говорил о проблемах культуры, что нужно воспитывать культуру, и через культуру – патриотизм. Ему и в голову не приходит, что через культуру и патриотизм воспитывали людей все советские годы.
Например, воспитывали интернационализм – с октябрятского возраста ходили вокруг костра и клялись в вечной дружбе народов. Куда все это улетучилось, когда исчез институт, в рамках которого воспитывались пионеры и комсомольцы? Исчезли институты – исчезла и дружба народов. Мы видим, что культурный слой, которым покрыт человек, очень тонок. А чтобы человек все же остался человеком, его должно поддерживать не столько самосознание (хорошо, если оно есть), сколько функционирование институтов в обществе. О развитии институтов, способных обеспечить решение этих задач, на вчерашней встрече не было сказано ни слова.
Один раз был упомянут институт развития, который должен что-то финансировать, – назвали ВЭБ. Смешно – 10 лет говорят у нас об институтах развития, называя одну структуру – Внешэкономбанк. А где другие институты развития? Другие институты сбора и распределения средств? Другие небанковские институты финансирования активности кредитования? Об этом речи нет. Вот, слава богу, есть ВЭБ, который готовы пристегнуть к любой теме...
Встреча с Народным фронтом превратилась в своего рода партхозактив по актуальным проблемам нашей жизни. Совсем не было уделено внимания принципам организации общества, принципам учета проблем, их решения и контроля за решениями. Все делается в ручном режиме, а не институциональном. Ни слова не было произнесено о роли партий, конкуренции этих партий, которые должны подталкивать тех, кто у власти, к решению проблем граждан. Участники вчерашней энергичной встречи ни разу не вспомнили о демократии как механизме формирования и смены власти тех, кто равнодушен к нуждам людей. Смене руководителей в зависимости от того, насколько они ориентированы на потребности людей.
И это все, конечно, выглядит очень несовременно. Потому что современное представление о механизмах формирования и смены элит тесно связано с демократией.