0
7839
Газета Политика Интернет-версия

17.12.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Зачем американский посол Майкл Макфол завел себе в России "Твиттер"

Роберт Кёниг

Об авторе: Роберт Кёниг – заместитель пресс-атташе посольства США в РФ.

Тэги: посол, майкл макфол, блогосфера


посол, майкл макфол, блогосфера Фото Reuters

До приезда в Россию в качестве посла в январе 2012 года Майкл Макфол никогда не видел твитов, не имел опыта ведения блогов и редко пользовался Facebook. Прошло два года, и у Макфола в Twitter (@McFaul) уже более 56 тыс. фолловеров. Российское рейтинговое агентство называет его одним из самых цитируемых блогеров в стране. В списке Twitterati 100, составленном журналом Foreign Policy, он входит в первую десятку политиков и дипломатов, которых следует зафолловить, чтобы «разобраться в событиях, происходящих в мире». А в Facebook у него сейчас более 13 тыс. друзей и подписчиков. Перед отъездом в Москву Макфол – профессор Стэнфордского университета, назначенный послом в РФ с должности главного эксперта по России Совета национальной безопасности, – получил наказ от тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон: больше общаться с простыми людьми, а не только с представителями властей.

Стоявший у истоков формирования политики «перезагрузки» и ее активный приверженец, Макфол стремится размещать на российском новостном поле, где доминируют контролируемые властями СМИ, четкую и непредвзятую информацию о США. Сегодня многие россияне, скептически относящиеся к новостям государственных телеканалов, за информацией обращаются к Интернету, Twitter, Facebook и блогам. «Социальные медиа – это способ молниеносно изложить информацию, исправить ошибки и вовлечь российских читателей в обсуждение», – считает Майкл Макфол, чьи наиболее популярные твиты прочитали приблизительно полмиллиона человек. «Пресса и телевидение подхватывают многие из моих твитов, благодаря чему уменьшается необходимость в традиционных способах общения со СМИ», – замечает Макфол.

Вскоре после приезда в Москву Макфол, второй некадровый дипломат за три десятилетия, назначенный послом в Россию, вместе с сотрудниками отдела по связям с общественностью начал работу над обновлением стратегии посольства в отношении социальных медиа. Некогда сонный Twitter посольства теперь щебечет без остановки, откликаясь на освещение в российской печати последних известий и заявления властей США по ключевым политическим вопросам. В этом году Макфол и посольство США столкнулись с рядом очень серьезных проблем в области публичной дипломатии: предоставление Россией политического убежища Эдварду Сноудену, отмена Белым домом запланированного визита на высшем уровне в Москву, разногласия между Россией и США по поводу мер, которые следует принять в связи с применением химического оружия в Сирии, а также громкие дела о нарушении прав человека в России. Социальные медиа сыграли заметную роль в стратегии публичной дипломатии по каждому из этих вопросов. Например, когда в июле суд признал оппозиционного политика Алексея Навального виновным на основании сомнительных обвинений по «делу «Кировлеса», Макфол тут же написал в Twitter на русском и английском: «Мы глубоко разочарованы явной политической мотивацией в этом судебном разбирательстве». Это заявление вызвало масштабный отклик: 950 ретвитов и активное цитирование в российских СМИ. Критика Макфола по поводу еще одного громкого дела – вынесения непропорционально сурового приговора участницам панк-группы Pussy Riot – также получила широкий резонанс в Twitter и СМИ. «Мы стремимся, чтобы наша позиция получала своевременное отражение в новостях», – говорит пресс-атташе посольства Джозеф Крузич, который считает использование социальных медиа значительным шагом вперед по сравнению с выпуском пресс-релизов и проведением пресс-конференций. Он отмечает, что их подготовка требует времени, в результате чего новостной контент устаревает и попадает в российские СМИ с опозданием.

В то же время Макфол и Крузич подчеркивают, что использование социальных медиа – это лишь дополнение, а не замена личных встреч на дипломатическом уровне и других аспектов традиционной публичной дипломатии. Хорошо владеющий русским посол Макфол большинство своих твитов, многие записи в Facebook и все блоги постит на русском языке. По мнению фолловеров посла, иногда встречающиеся в его твитах грамматические ошибки лишь свидетельствуют об их аутентичности. Посольство последовало его примеру и теперь почти все твиты тоже пишет на русском, хотя часть их все же дублирует по-английски. Хотя Макфол и является ярым сторонником использования социальных медиа как важного инструмента публичной дипломатии, одновременно он предупреждает, что все должно иметь свои границы. «Правильный баланс личного и профессионального – одна из труднейших задач для эффективного использования этих новых инструментов», – говорит посол и отмечает, что иногда будет писать в Twitter о спортивных состязаниях в Стэнфорде, о своей семье и о музыкальных пристрастиях. «В социальных медиа часто стирается грань между общественным и личным, – считает он. – Личная информация, несомненно, получает самое большое количество лайков в Facebook и вызывает максимальное число откликов у фолловеров в Twitter». К примеру, значительным интересом всегда пользуются заметки Макфола о личных поездках.

Посол Макфол и посольство по-разному используют блоги, Facebook и Instagram в зависимости от того, на чем они хотят сделать акцент. В то время как Facebook больше подходит для развлекательного контента, серьезные политические вопросы лучше освещать в более пространных блогах, а ссылки на них указывать в твитах. Если какое-то конкретное замечание посла либо американская политика в целом вызывают недовольство российских властей, Макфол обращается к своему блогу в ЖЖ, чтобы дать разъяснения или изложить вопрос подробнее. Когда российский МИД выразил в своем Twitter несогласие с высказываниями Макфола в его выступлении в Высшей школе экономики, посол объяснил в своем блоге, что целью этих высказываний было подчеркнуть прогресс, достигнутый в российско-американских отношениях. После этого обмена мнениями в социальных медиа министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, также включенный в список Twitterati 100 журнала Foreign Policy, оставил в Twitter сообщение о том, что МИД «начал войну в Twitter» против Макфола. Бильдт написал: «Это – новый мир: фолловеры вместо ядерного оружия. Уже лучше».

Когда российский парламент запретил усыновление российских сирот американцами, в своем блоге посол выступил в защиту американской системы усыновления и воспитания детей. Это широко освещалось в прессе и вызвало бурное обсуждение в российских социальных медиа. «Учитывая многочисленные заблуждения о политике нашей администрации и о жизни в США в целом, важно предоставлять россиянам более точную информацию из первых уст», – полагает Майкл Макфол. Он добавляет: «Хотя порой бывает трудно общаться на нужном дипломатическом языке при 140-символьном размере сообщений, общение в социальных сетях – прекрасный способ контактировать с россиянами напрямую».

Полный текст статьи опубликован в журнале State, Вашингтон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
434
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
375
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
344
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
382

Другие новости