Вчера Владимир Путин встретился с активом Общероссийского народного фронта. Эта встреча стала продолжением той, что прошла накануне, – с полпредами президента. Глава государства снова потребовал неукоснительного исполнения майских указов 2012 года. И выдал фронту карт-бланш по контролю над чиновниками. Однако задача не может быть решена без привлечения гражданского общества и разделения властей.
«Ситуация, конечно, не самая простая и вокруг нашей страны, но нет ничего важнее, чем наше собственное самочувствие – экономическое, социальное», – заявил Путин. Он похвалил фронтовиков за «внимательный взгляд на то, что происходит» в сфере выполнения майских указов, «поскольку в них изложен основной запрос общества на решение тех задач, которые стоят перед людьми, перед обществом, перед страной». Признал, что работа эта станет «наиболее эффективной, если будет проводиться и с депутатами всех уровней, и с Контрольным управлением президента, и со Счетной палатой». Однако, подчеркнул Путин, «деятельность самого Общероссийского народного фронта чрезвычайно важна как самостоятельная величина».
Вчерашняя встреча вообще выглядела продолжением «полпредовской», о которой напомнил Путин.
Президент доносил до фронтовиков ту же задачу, которую поставил перед полномочными представителями. Он обозначил системную проблему, касающуюся исполнения «этих самых майских указов 2012 года»: «Задачи, там поставленные, являются весьма напряженными и сложными для исполнения, особенно в социальной сфере, особенно связанные с повышением уровня доходов граждан, с уровнем заработной платы в бюджетной сфере».
Действительно, доходы регионов ниже, чем их расходы в социальной сфере, заметил Путин. Однако, уверен президент, «если делать все последовательно, по уму, с расчетом», то задачи исполнимы. Предваряя жалобы фронтовиков на расточительность классово чуждых чиновников, глава государства проявил знание предмета и настроений аудитории: «Знаю, что наверняка и у вас сегодня будут примеры: когда там, где можно было бы сэкономить, никто не экономит, а, наоборот, что-то разбазаривает, а потом обращается за бюджетными ресурсами на исполнение тех самых задач, которые можно было бы исполнить не менее эффективно, но совершенно другими способами и средствами». Раздутые чиновничьи аппараты продолжают существовать, посетовал президент: «И в этом смысле мало что изменилось».
Выход из сложной ситуации найден – экономия ресурсов. У Путина наготове пример – с образованием. Которое, хотя и является «важным фактором развития в современном мире», но «когда после повышения заработной платы вместо того, чтобы структурировать соответствующую сеть, мы видим рост профессорско-преподавательского состава на 12,5% (численность сразу взлетает) – это никаких денег не хватит». Президент стал максимально конкретным в этой части выступления. Его выкладки выглядели плодом долгого раздумья над вопросом – где взять деньги: «Все наши аппараты – и административные, и в сфере образования, и в сфере медицины – должны быть оптимальными. Это так же, как армия, – она должна быть компактной, но эффективной. И так должно быть во всех сферах нашей жизни».
Фронтовики становятся комиссарами при чиновниках.
Фото с официального сайта президента РФ |
Вчерашнее выступление Путина – типичный антибюрократический манифест. Однако модель, которую он построил с опорой на бюрократические классы, государственные монополии и государственные финансы, предполагает чисто бюрократический контроль над выполнением государственных функций. Выяснилось, что такая модель, достигая определенного уровня подконтрольности и эквивалентной ей эффективности, исчерпывает себя. Возникает ситуация, когда ты можешь увеличить состав какого-нибудь отдела на 20 человек, однако эффективности это не добавит. Как правило, если у тебя есть бюджетный жирок, есть прибыль, отсутствие эффективности не так заметно. В условиях кризисной экономики, угрозы санкций и неясных перспектив Путин, естественно, понимает, что бюрократия ему не союзник. И получается, что на данном этапе намного важнее не союзники-бюрократы, а исполнение конкретных функций, которые делают Путина легитимным президентом.
Самым важным для Путина становится исполнение взятых на себя обязательств.
Выступление президента – подтверждение недвусмысленности его указания о том, что критерием эффективности управления в государстве будет исполнение его майских указов.
Тезис был повторен многократно. Тем не менее указы не исполняются. А это свидетельствует о кризисе модели управления страной в целом и экономикой в частности. Когда абсолютно не противоречивый, абсолютно понятный критерий требовательности не услышан. И не потому, что люди глухие. Не потому, что они игнорируют сказанное Путиным. А потому, что не могут исполнить. Модель, в которой основой является бюрократия, не работает.
В современном обществе более эффективно работают модели, в которых есть контроль над бюрократией снизу – со стороны общества, гражданских активистов, политических партий и независимых СМИ. Когда все берется под контроль и набор решений, которые должны привести к исполнению этих указов, является предметом публичного обсуждения.
Именно под таким углом зрения следует рассматривать две последние встречи Владимира Путина и ориентацию на контроль Народного фронта над выполнением указов.
Заметим, что в качестве инструмента общественного контроля Путин выбирает только Народный фронт – как своего рода народный контроль. Однако это всего лишь еще один орган, который может чуть-чуть помочь в определенных ситуациях, но главной задачи все равно не решит.
ОНФ выступает как институт комиссаров при министрах. Но эти комиссары и министры – в одной лодке. Важно реальное разделение властей и появление независимого взгляда на проблемы, на выявление узких мест. Если этого нет, то антибюрократический манифест Путина останется гласом вопиющего в бюрократической пустыне.