0
3274
Газета Политика Интернет-версия

13.11.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Люди, забытые в реформах

Валерий Горегляд

Об авторе: Валерий Павлович Горегляд – заведующий кафедрой теории и практики государственного контроля Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Тэги: государственное управление, госаппарат, реформа, бюрократия, герман греф


государственное управление, госаппарат, реформа, бюрократия, герман греф Фото Reuters

В преддверии обсуждения бюджета «ВТБ Капитал» провел инвестиционный форум, на котором Герман Греф предложил обсуждать, как изменить механизм государственного управления, начав с проблемы разбюрокрачивания. С такой позицией вполне можно согласиться.

Реформа государственного управления в нашей стране осуществляется уже более 10 лет. Она включает несколько базовых реформ: административную, государственной службы, федеративных и бюджетных отношений, которые, увы, так и не сложились в стройную систему государственного управления.

Реформа государственной службы не случайно началась первой, ибо она должна была заложить фундаментальные основы взаимодействия с другими структурными реформами.

Однако в ходе ее осуществления были, по сути, искажены изначальные приоритеты. Сегодня государственная служба развивается не так, как ей предписывают постулаты реформы, а так, как складывается совокупность обстоятельств.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что трехуровневая система органов исполнительной власти на федеральном уровне, которая изначально была положена в основу реформы, предполагала организационное обособление функций: правоустанавливающих, контрольно-надзорных, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом. Хотя внешне эта конструкция и сохранилась (в виде министерств, агентств и служб), по существу, она утратила свою смысловую основу, так как не был реализован на законодательном уровне принцип независимости горизонтальных уровней управленческих структур и их самостоятельной ответственности за выполнение своих функциональных задач. В результате правительство сохранило возможность распределять полномочия между федеральными органами исполнительной власти, а министры – возможность контролировать деятельность федеральных служб и агентств, находящихся в их подчинении. Это привело к распространению неформальных административных взаимодействий – устных распоряжений, личных договоренностей, согласований.

Такой подход сваливает на плечи чиновников работу, которая очень часто просто крадет у них время, но, что еще хуже, многоэтапные согласования, по существу, делают непредсказуемыми принятые решения. Путь к окончательному решению сложен и витиеват, на этом пути все большее значение приобретает ручное управление, а профессиональное участие чиновников все больше формализуется.

Иначе говоря, реформа, предполагавшая создание системы разграничения полномочий и ответственности, была подмята под себя самой бюрократией, привыкшей работать по-иному, ориентироваться на личность руководителя, а не на интересы общества.

При этом подготовка решений, которая является функциональной профессиональной задачей чиновника среднего управленческого звена, превратилась, по существу, в бюрократическую рутину, сводя до минимума их творческий потенциал. Если в кабинетах чиновников далеко за полночь горит свет, это вовсе не значит, что эти уставшие люди эффективно управляют государством.

Самим правительством постоянно поддерживается миф об избыточной численности российской бюрократии и на протяжении уже как минимум пяти лет повторяется один и тот же тезис о необходимости сокращения численности государственных служащих на 10%. Разумеется, ежегодно высшие чиновники рапортуют о достигнутых успехах в сокращении аппарата (как правило, за счет вакансий), но, по сути, успехи эти означают, что сжимается профессиональная прослойка чиновников среднего уровня, функциональные задачи которых как раз и связаны с реальной работой государственной службы. И практически при каждом сокращении штатов или реорганизации каким-то магическим образом «начальников» становится все больше.

По данным Росстата, численность работников только федеральных органов исполнительной власти выросла с 402,6 тыс. человек в 2000 году до 589 тыс. человек в 2013 году. Более того, численность работников государственных органов на 10 тыс. человек постоянного населения за этот период в России выросла с 79,4 человека до 115,4 человека (на 45,3%), а в расчете на 100 человек, занятых в экономике, за двенадцать лет рост составил 28,3%.

И хотя темпы роста внушительны, сокращать нужно не численность работников аппарата, а оборот бессмысленной отчетности и работу, которая не приносит никаких результатов.

Все более злободневной становится проблема нехватки хорошо подготовленного управленческого персонала. Сегодня среди чиновников слишком много докторов и кандидатов наук, но это уже далеко не лучшая характеристика для аппаратчика. Чиновникам не хватает знания реальной экономики и тех процессов, которые происходят в бизнесе, понимания того, в каких реальных каждодневных условиях работает российский бизнес.

Часто можно слышать, что квалификация управленческого персонала крупного частного бизнеса выше, чем профессионализм государственных чиновников. И разница не только в зарплате, проблема госаппарата – это проблема мозгов. Возможно, это утверждение базируется на том, что в экономике частный сектор более эффективен, чем государственный. Надо понимать, что отдача для общества от частного бизнеса и от государственного управления совершенно различна, следовательно, оценка качества управления в этих сферах должна быть различной.

Формирование новой управленческой элиты должно стать решением этой проблемы. И дело не только в том, берут ли чиновники взятки. Вопрос в воспитании нового поколения профессиональных чиновников и нового подхода к формированию их профессиональной квалификации. Важно разумно сочетать знания, получаемые в рамках образовательных программ высшей школы и программ повышения квалификации. И те и другие программы должны не только быть более специализированными, но и реально отражать требования конкретных работодателей. Иначе говоря, все структуры и ведомства государственной службы должны быть реально озабочены подготовкой своего кадрового резерва на всех этапах профессионального образования. Без налаживания такого взаимодействия государственная служба окончательно превратится в систему самоизолированную, воспроизводящую и реализующую не интересы общества, а свои амбиции и интересы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2137
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1323
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1637
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1021

Другие новости