Фото Reuters
Трагедия МБХ, как называли в узком, а теперь уже и не очень кругу общения Михаила Ходорковского состоит в том, что после ареста и во время заключения был вполне понятный недостаток информации о нем лично. Именно тогда его адвокаты и другие группы поддержки создали определенное представление о Ходорковском как о «борце с режимом», сильном, несгибаемом человеке.
Мы же его помним главой компании, который в обмен на поддержку в ходе президентских выборов крайне непопулярного Бориса Ельцина получил от государства многомиллионную поддержку и благоприятствование в бизнесе. А затем был арестован и осужден за уклонение от налогов.
Выйдя из заключения после удовлетворения просьбы о помиловании, Ходорковский, мягко говоря, не соответствовал сложившемуся у публики о нем представлению, если не полностью, то большей частью.
В довершение ко всему, Ходорковский начал делать очевидные ошибки начинающего лидера общественного мнения. Да, именно начинающего, так как безусловным лидером общественного мнения он являлся только в воображении своих почитателей.
Например, сразу после выхода на свободу и отъезда в Швейцарию Ходорковский, похоже, излишне доверился своему окружению, которое, прямо скажем, заинтересовано в том, чтобы и в дальнейшем иметь некоторое отношение к его финансовым средствам.
Большое впечатление на Ходорковского также произвело то, что бывшие партнеры по ЮКОСу его, как говорили в 90-х, «кинули», отказав в праве на средства бывшей компании. Можно только представить себе ощущения Ходорковского, когда он это понял. Обида вообще не самая лучшая мотивация для жизненного кредо…
Помимо этого Ходорковский оказался неверен своему слову (в частности, о том, что не будет заниматься политикой) и зачем-то стал активно контактировать с пользователями Интернета в соцсетях. Собственно, они и почувствовали, что «что-то здесь не так».
Весьма распространенной реакцией его виртуальных и реальных собеседников было: «А не такой вы и умный». Так что налицо и еще одна трагедия человека, который кажется тем, кем не является.
Стереотипность мышления проявилась в выборе места постоянной дислокации – Швейцария: поближе к деньгам и подальше от просителей. Хотя, напомню, никто Ходорковского из России не выдворял и не препятствует его возвращению. То есть речь идет об имитации политической эмиграции.
Тема политэмиграции Ходорковского очень четко очерчивалась его соратниками, что лишний раз добавляет вопросов к его окружению, вернее, его квалификации. Вполне вероятно, что эти ребята кровно заинтересованы в том, чтобы он продолжал соответствовать тому виртуальному образу, который они создавали все это время.
В этой ситуации можно только посочувствовать Ходорковскому, который из одной тюрьмы – реальной, так сказать, – вынужден был тут же попасть в другую, имиджевую. «Короля делает свита», и, похоже, это как раз тот случай.
Скорее всего окружение Ходорковского немного подставило его и с юридической формой общественной инициативы: организация, представляющая социально-политические интересы МБХ, называется «Открытая Россия» и уж очень подозрительно ассоциативно перекликается с заброшенным в России с 2003 года соросовским проектом «Открытое общество», которое спонсировало утечку идей и интересных проектов за рубеж за гроши. Впрочем, возможно, у Ходорковского с его «Открытой Россией» есть, так сказать, скрытый соакционер?
Такого рода поворот вполне реален, так как никто еще публично не дал ответа на вопрос: кому принадлежали 62% акций компании ЮКОС, которыми Ходорковский управлял, но которыми не владел?
Недавно Ходорковский забеспокоился о президентстве. И это также весьма характерно, так как объективных (да и субъективных) предпосылок для его участия в президентской кампании 2018 года нет. Расчет явно делается на какие-то особенные обстоятельства. Тем самым Ходорковский привел в крайнее возбуждение всю либеральную общественность России, а Григорий Явлинский от неожиданности даже совершил фальстарт, объявив о своих президентских амбициях.
Этот эпизод хорошо иллюстрирует русская классика: «Шумим, братцы, шумим…» – и еще раз подчеркивает некомпетентность тех представителей окружения Ходорковского, кто присоветовал ему упомянуть о вероятности своего выдвижения на президентский пост именно сейчас.
Комизм ситуации состоит в том, что сейчас Ходорковский развлекается созданием совместных проектов с протестной молодежью страны, которая смотрит ему в рот и ловит каждое слово. А это, согласитесь, приятно.
Разжигать ненависть к нынешней российской власти вместе с молодежью весело. Горит, как хворост. Можно даже сложить из него костер революции. Но стоит помнить, что эта «своенравная дама» охотно пожирает своих детей. Тем более что Ходорковский скорее всего не тот человек, который в конце концов реализует чаяния лидеров российских протестных групп. Хотя бы потому, что у них есть собственные представления о том, кто будет следующим президентом (они сами).
Но, в конце концов каждый человек решает для себя сам: будет он в своей жизни играть трагедию или комедию ломать…