0
5650
Газета Политика Интернет-версия

18.11.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Проба массовых репрессий

Лев Пономарев

Об авторе: Лев Александрович Пономарев – директор движения «За права человека».

Тэги: минюст, проверка, мемориал, скандал, правозащитники, политические репрессии


минюст, проверка, мемориал, скандал, правозащитники, политические репрессии Фото сайта общества "Мемориал"

Министерство юстиции провело плановую проверку ПЦ «Мемориал». В результате неожиданно возник скандал. В акте проверки Минюст выдвинул в адрес «Мемориала» следующие политические обвинения: «Своими действиями члены МОО ПЦ «Мемориал» подрывали основы конституционного строя Российской Федерации, призывая к свержению действующей власти, смене политического режима в стране».

Действия ПЦ «Мемориал», которые подрывают основы конституционного строя РФ, согласно акту, такие: «Высказывает несогласие с решениями и действиями указанных институтов власти, результатами предварительного следствия и состоявшимися судебными приговорами по резонансным уголовным делам».

Конкретные примеры «подрывной деятельности» ПЦ «Мемориал» такие: оценка агрессивных действий России по отношению к Украине, мнение руководства организации об участии российских военнослужащих в боевых действиях на востоке Украины, несогласие с неправосудным приговором по «болотному делу». Перевожу: «Мемориал» преследуют именно за ту работу, которой и должны заниматься настоящие правозащитники, – указывать на нарушения законов институтами власти, органами следствия и судами, бороться за устранение этих нарушений, вести эту деятельность гласно и открыто, распространяя информацию о нарушениях прав человека.

Известно, что акт Минюста направлен в прокуратуру для реагирования. С одной стороны, ясно, что обвинения, приведенные в нем, беспочвенны. С другой стороны, ясно, что «справедливость» этих обвинений для прокуратуры будет очевидна. Ей, кстати, выбор тоже остается небольшой. Не может же она возражать против генеральной линии, транслируемой через Минюст. Придется инициировать закрытие ПЦ «Мемориал», а может быть, и уголовное преследование наиболее активных его членов.

Но, если подумать, ситуация не такая уж неожиданная.

Власть давно хочет расправиться с правозащитными организациями. Почему? Потому что основная задача правозащитной организации – защищать права человека не когда они нарушены другим человеком, а когда они нарушены именно государством – чиновником или государственным органом. Например, когда из задержанного выбивают явку с повинной. Или когда игнорируются обращения граждан в чиновные структуры и от них отмахиваются, как от надоедливых комаров. Или когда человек попал в систему исполнения наказаний (от чего в нашей стране не гарантирован никто), и там он подвергается избиениям или вымогательствам.

В ситуации, когда права человека нарушаются представителями государства почти во всех сферах, эта деятельность выглядит, особенно в глазах чиновников, как борьба с государством в целом.

Для власти, которая сформирована выходцами из спецслужб, человеческая единица – это ничто. На первое место, несмотря на очередность, заявленную в Конституции, в нашей стране по факту ставится все равно не человек, а государство. В этом смысле с советских времен ничего не изменилось.

Поэтому правозащитники для государства – как кость в горле.

Очевидно, власти приняли решение окончательно зачистить это поле. Ликвидация началась с правозащитного центра «Мемориал». Может быть, это случайный выбор. А может быть, и сознательный, так как ПЦ «Мемориал» работает больше всего на Кавказе, в горячих точках. И, видимо, сильно мешает «борьбе с терроризмом», постоянно обращая внимание на грубейшее нарушение прав человека на Северном Кавказе. А бороться с терроризмом-то проще без соблюдения всяких там прав человека – расстрелять предполагаемого террориста без всякого суда. Не надо ни агентов внедрять, ни заниматься предупреждением терактов – в общем всем тем, чем должны заниматься профессиональные спецслужбы.

Я без преувеличения считаю ПЦ «Мемориал» частью национального достояния России. Общественная организация «Мемориал» была зарегистрирована еще в советское время, и основной целью ее создания было увековечение памяти миллионов погибших от репрессий советского периода. И эта работа – собирать документальные подтверждения зверств советского тоталитаризма, хранить их и распространять это знание, чтобы не допустить повторения этого страшного времени, – так и осталась работой именно «Мемориала». И по сей день все подразделения ПЦ «Мемориал» служат этой цели – одни занимаются историей, а другие, работая в горячих точках, делают все, чтобы сейчас ростки тоталитаризма не укрепились окончательно. Самая страшная ситуация именно на Северном Кавказе, где силовики наиболее часто попирают закон, нарушая самое главное право людей – право на жизнь. Именно там наиболее активно работает ПЦ «Мемориал».

Надо отдавать себе отчет в том, что начавшиеся политические репрессии имеют большую инерционную силу. Шестеренки цепляются одна за одну, и каждая следующая крутится в нужном направлении. В оборот попадают все новые и новые группы и сообщества.

За «Мемориалом» будут другие правозащитные организации. За правозащитными организациями будет зачистка бизнес-структур. Потом пойдут чиновники, которые недостаточно точно улавливают божественную волю, снисходящую из Кремля. В общем, все это уже было – смотрите историю репрессий сталинского периода или нацистских репрессий. Позволю себе привести известную цитату пастора Мартина Нимеллера, проведшего пять лет в концлагере Дахау: «Когда они пришли за социалистами, я молчал – я не был социалистом. Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал – я не был членом профсоюза. Когда они пришли за евреями, я молчал – я не был евреем. Когда они пришли за мной – уже некому было заступиться за меня».

Общество уже пытается этому сопротивляться – подписи под заявлением «Мы – «Мемориал» собираются на нескольких площадках, собрано уже более 5 тыс. подписей. С понедельника начались одиночные пикеты в поддержку ПЦ «Мемориал» и с требованием отставки министра юстиции Коновалова. Но этого недостаточно.

Чем раньше все потенциальные жертвы – от находящихся в сознательной оппозиции к режиму до думающих, что отлично в него встроились, – почувствуют опасность этой ситуации лично для них и чем раньше они начнут сопротивляться, тем больше шансов остановить этот процесс.

Лучше всего, чтобы репрессии остановились на самом первом этапе. Чтобы Минюст исправил акт проверки, исключив оттуда формулировки о «подрывной» и «антиконституционной» деятельности ПЦ «Мемориал», а также отозвал свой политический донос из прокуратуры.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
1680
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1667
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
1544
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
1167

Другие новости