0
3742
Газета Политика Интернет-версия

26.08.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Пятая фракция идет в Думу разными колоннами

Николай Миронов

Об авторе: Николай Михайлович Миронов – руководитель Центра экономических и политических реформ.

Тэги: госдума, либеральная фракция, несистемная оппозиция, партии


госдума, либеральная фракция, несистемная оппозиция, партии Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Правой, либеральной фракции не было в нижней палате российского парламента уже 13 лет. Но вряд ли какая-то из партий этого фланга сможет преодолеть пятипроцентный барьер, во всяком случае социология таких шансов не дает пока никому. И потому вероятнее всего, что в Госдуме следующего созыва вплоть до 2021 года полноценно будут представлены все те же четыре политические силы.

Однако благодаря новым, а на самом деле хорошо забытым старым нормам законодательства после долгого отсутствия на Охотном Ряду может появиться пусть и малочисленный, но правый фланг. И у «Яблока», и у Партии роста, и даже в принципе у ПАРНАСа есть в наличии кандидаты-одномандатники, потенциально способные пробиться в Думу в индивидуальном качестве.

В связи с этим возникают следующие вопросы: сколько мандатов в совокупности может достаться условным либералам? Каков будет персональный состав правого крыла? Удастся ли им объединиться в пятую фракцию, пусть, может, и неформальную?  Смогут ли депутаты-одномандатники стать независимыми от власти и думского большинства фигурами? И наконец, послужит ли присутствие либералов в нижней палате началом формирования по-настоящему парламентского правого проекта?

Вряд ли представители трех вышеперечисленных партий, которых пусть и с оговорками, но все же можно причислить к правому идеологическому спектру, смогут получить в общей сумме много мандатов. Причем в силу как субъективных, так и объективных причин.

Во-первых, федеральная власть, которой в принципе выгоден сам факт присутствия либералов в Думе, не заинтересована в их многочисленности и каком-либо влиянии. Состав кандидатов в округах был «отрегулирован» в ручном режиме, и власть уже сейчас может быть почти точно уверена в том, сколько правых и левых она получит осенью в будущем парламенте.

Во-вторых,  не так много партий выдвинули одновременно и узнаваемых, и ресурсных кандидатов-одномандатников.  Даже несмотря на то, что для партийных лидеров округа являются де-факто единственным шансом попасть в Госдуму, ни Борис Титов, ни Михаил Касьянов, ни Григорий Явлинский с Эмилией Слабуновой в индивидуальном зачете не участвуют.  И если мотивация Титова понятна – сохранение поста бизнес-омбудсмена при президенте, то о других-то такого не скажешь. Видимо, нет у них веры в свои шансы и желания лично проигрывать.

У Партии роста наиболее ощутимыми возможностями на прохождение обладает Оксана Дмитриева в Санкт-Петербурге. Есть еще действующий депутат Михаил Слипенчук, идущий в Бурятии. Многолетнему депутату и довольно известному в Хабаровске политику Борису Резнику в регистрации было отказано. Остается еще Борис Надеждин, пробующий свои силы в Подмосковье.

У «Яблока» главный претендент на прохождение – Владимир Рыжков. Шансы у него, конечно, далеко не однозначные, но они все же есть. Не случайно на Алтае на него начали информационную атаку задолго до дня голосования, что даже сподвигло главу ЦИКа Эллу Памфилову пообещать лично приехать в Барнаул и разобраться в ситуации.

У Дмитрия Гудкова,  пусть и обладающего благодаря своей принципиальности имиджем депутата-борца, шансов уже меньше. Узнаваемость его в округе существенно ниже, чем у основного конкурента Геннадия Онищенко, которого активно пиарят государственные СМИ (как советник Медведева он может делать и периодически делает разные заявления о здоровье граждан). Есть у Гудкова и другие конкуренты, способные разобрать голоса.

Сюрпризы среди яблочников могут преподнести еще разве что довольно успешно выступившая два года назад на выборах в Мосгордуму  Юлия Галямина в столице и скандальный депутат регионального парламента Ольга Ли в Курской области. Но тут остается надеяться только на удачу:  Галяминой противостоит довольно уверенно выглядящая Галина Хованская, а неоднозначные заявления госпожи Ли зачастую вызывают недоумение даже у традиционного для «Яблока» электората.

Хуже всего с одномандатниками обстоят дела у ПАРНАСа.  Гипотетические шансы из тех кандидатов, которые реально, а не номинально ведут кампанию, имеют разве что историк Андрей Зубов, столичный муниципальный депутат Константин Янкаускас и соратник Навального Николай Ляскин. Однако в случае с ними даже итоговое второе место не прогнозируется однозначно.

Таким образом, условный правый фланг в Думе реально может быть представлен тремя-пятью депутатами (более вероятно тремя, чем пятью).  Но и он не окажется единым. Объединение по тактическим вопросам возможно, но по стратегическим – маловероятно. Депутаты от Партии роста изначально настроены более лояльно по отношению к власти. Хотя остается загадкой, как себя в случае получения мандата поведет Дмитриева. И не только по отношению к власти, но и исходя из задачи Партии роста по отстаиванию интересов предпринимателей. Ведь Дмитриеву идеологически все же следует пока относить скорее к левому центру, чем к правому. Хотя какие в наши время идеологии!

Получается, в Госдуме могут возникнуть две либеральные мини-фракции: одна более провластная, другая более оппозиционная.  Но главная интрига даже не в этом, а в том, насколько они смогут стать выразителями среднего класса, который вот уже много лет не имеет своего парламентского представительства.

Место фактически почившей «Гражданской платформы» продолжает пустовать. Этот проект, конечно, не в полной мере удовлетворял потребностям своего потенциального избирателя и был изначально зависим от власти, несмотря на фрондерство времен лидерства Ирины Прохоровой. Однако изголодавшемуся по своей партии среднему классу было достаточно даже и этого.

Если Партия роста и «Яблоко», помимо получения нескольких мандатов по округам, наберут еще и 3% по партийным спискам (социологи им это обещают), то у них будет право на получение государственного финансирования. Это, в свою очередь, позволит им развить (укрепить) региональную сеть и подготовиться к следующему избирательному циклу. Перспективы ПАРНАСа здесь хуже, вряд ли власть допустит, чтобы эта партия получала деньги из бюджета.

Если резюмировать, то по итогам выборов-2016 правые имеют возможности начать движение в сторону формирования долгосрочного парламентского проекта. Только вот воспользуются ли они ими?  Или все пойдет по привычному сценарию со склоками и выяснением, кто виноват в случившемся поражении? И непримиримым нежеланием пускать кого-то чужого на маленькую, но все-таки свою полянку.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
802
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
857
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
944
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1592

Другие новости