0
8247
Газета Политика Интернет-версия

26.01.2018 00:01:00

Москва не выходит из гонки вооружений

Диверсификацию в ОПК решили стимулировать директивными методами

Тэги: армия, перевооружение, госпрограмма, путин, уфа, госзаказ


армия, перевооружение, госпрограмма, путин, уфа, госзаказ Фото пресс-службы Президента РФ

В России принята новая Государственная программа вооружения на 2018–2027 годы (ГПВ-2027). Об этом сообщил президент Владимир Путин в Уфе, общаясь с рабочими-моторостроителями. Он развеял их сомнения о том, что государство снижает расходы на производство вооружений. И заверил, что госзаказом «стабильно, ритмично» в ближайшие годы будут обеспечены все предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Какими будут затраты и какой в итоге окажется структура ГПВ-2027, сказано не было. Но накануне параметры госпрограммы озвучили другие представители военно-политического руководства страны. В целом у экспертного сообщества есть представление о том, как будут тратиться в ближайшие 10 лет бюджетные деньги на развитие вооружений. 

Во-первых, это будут относительно большие финансовые ресурсы, не меньшие, чем в предыдущей программе, принятой в 2010 году. Если стоимость ГПВ-2010 эксперты оценивали в размере около 20,7 трлн руб. (из которых 19,4 трлн руб. – на нужды Минобороны), то, по информации замглавы Минобороны РФ Татьяны Шевцовой, в ГПВ-2027 только на поставки вооружений и военной техники (ВВТ) и оборудование военной инфраструктуры запланировано около 20 трлн руб. То есть в среднем ежегодно, как и в предыдущие годы, на ВВТ планируется тратить по 2 трлн руб. Это значит, что ни о каком секвестре военных расходов речь не идет.

Во-вторых, Кремль, правительство и Минобороны уже  обозначили амбициозные задачи по перевооружению Российской армии. На итоговой коллегии Минобороны в конце прошлого года Владимир Путин сказал, что особый акцент в ГПВ-2027 будет сделан на оснащении войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, а также средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы.

Как заявил недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин, среди приоритетов новой Госпрограммы вооружений – достижение к 2020 году оснащенности армии и флота современным вооружением и техникой до уровня 70%, развитие сил ядерного сдерживания и средств воздушно-космической обороны. А замминистра обороны Юрий Борисов дополнил эту информацию тем, что ГПВ-2027 предполагает разработку и закладку современных авианосцев, производства гипероружия, а также разработку и поставки Вооруженным силам оружия, основанного на новых физических принципах.

Таким образом, Россия стремится не только не отстать от современных армий мира, но и ставит цели по обладанию одним из самых высоких военных потенциалов в мире. Иначе как гонкой вооружений это не назовешь.

В-третьих, руководство РФ, видимо, понимает, что гонка вооружений не может быть вечной. И после программы насыщения армии и флота новыми видами ВВТ, видимо, рано или поздно предприятиям ОПК надо будет переходить на выпуск мирной продукции. Общаясь с работниками ОПК в Уфе, Путин поставил задачу «расширять цепочку за счет гражданской продукции, чтобы с того момента, когда действительно гособоронзаказ будет выполнен и такого объема (военной продукции. – «НГ») не нужно будет, не простаивали мощности и люди не теряли работу».

На Уфимском моторостроительном производственном объединении он провел совещание по вопросам диверсификации на предприятиях ОПК страны. Это уже второе после 2016 года совещание на высшем уровне, на котором обсуждались проблемы выпуска на оборонных заводах высокотехнологичной гражданской продукции. Путин поставил конкретную задачу: «Повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году – до 50%». Раз есть директивные указания, значит, должны быть выделены и централизованные средства для их реализации, так как почти вся военная промышленность в стране государственная.

Но если в 2010 году ГПВ принималась параллельно с программой модернизации предприятий ОПК (на что выделялось 3 трлн руб.), то в настоящее время ГПВ-2027 принята без привязки выделения средств на развитие военной промышленности. На программное развитие военных заводов, в том числе и на диверсификацию, системные деньги почему-то не планируются, хотя цели по производству гражданской продукции Кремлем поставлены. В условиях санкций со стороны Запада и уродливости, скажем так, рыночных отношений в РФ это порождает проблемные ситуации. На совещании Владимир Путин подробно проанализировал проблемы, связанные с производством, количеством и качеством гражданской продукции в сфере ОПК. Поставил задачи по их разрешению, в том числе и по поиску «механизмов специальных инвестиционных контрактов», но ничего существенного не сказал о планах государственных инвестиций в диверсификацию предприятий ОПК.

Создается впечатление, что решаться эти задачи будут другими способами – кадровыми, директивными, организационными и т.п. Глава Минпромторга Денис Мантуров, чтобы стимулировать диверсификацию, предложил обязать предприятия с госучастием «покупать гражданскую продукцию у предприятий из реестра ОПК». А помощник президента РФ Андрей Белоусов считает необходимым лишать премий директорат ОПК, если те не выполнят план по производству гражданских товаров.

Сказал Белоусов и о материальном, а также научном факторе, необходимом для диверсификации: «Нам нужно существенно расширить финансирование государством затрат на НИОКР. По сложной высокотехнологичной продукции для того, чтобы достичь мирового уровня или просто быть, что называется, в тренде, быть на рынке, затраты на НИОКР должны составлять где-то около 10% от выручки». Сейчас же, отметил Белоусов, при разработках невоенной продукции ОПК это мизер: «Создание научного задела в виде ОКР и научно-исследовательских работ – важнейшая задача, и здесь нужно просто, к сожалению, идти на увеличение бюджетных расходов». Но никто пока в промышленности не спешит финансировать эти проекты. И причина понятна – у государства на это нет денег.

Законом о бюджете-2018 расходы на национальную оборону на ближайшие три года уже определены. И в среднем они будут составлять 2,8 трлн руб. Если в структуре этих средств ежегодно 2 трлн руб. будет тратиться на ГПВ-2027, то на содержание армии оставшихся 800 млн руб. явно не хватит. По данным думского комитета по обороне, только ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, необходимы в объеме более 451 млрд руб. Чуть менее 100 млрд руб. должны составлять выплаты на военную ипотеку, почти столько же – на покупку квартир отставникам, контрактникам, коммунальные услуги. 70 млрд идет на продовольственное и вещевое обеспечение, еще 50 млрд руб. – на ГСМ. А ведь еще надо обеспечивать военную группировку в Сирии, мобилизационную подготовку и т.д. Таким образом, можно ожидать, что выполнение ГПВ-2027 будет идти с определенными проблемами. И эти проблемы не лучшим образом скажутся на социально-экономических показателях России.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
1082
Путин подписал закон об увеличении штрафов за нарушения ряда положений ПДД

Путин подписал закон об увеличении штрафов за нарушения ряда положений ПДД

0
522
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
1536
Региональная политика 23-26 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 23-26 декабря в зеркале Telegram

0
326

Другие новости