Представители традиционных конфессий России и за решеткой могут исполнять религиозные обряды. Фото с сайта www.fsin.su
«Единая Россия», по информации «НГ», намерена законодательно ограничить возможность распространения среди зэков пропаганды радикальных вероучений. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) просит традиционные конфессии помочь в выявлении экстремизма. Сами сотрудники ведомства постоянно повышают свою религиоведческую квалификацию. Но эксперты полагают, что борьба с радикализмом, особенно исламистским, при нынешнем устройстве тюремной системы скорее всего уже изначально проиграна.
Депутаты Госдумы от партии власти работают сейчас над десятком законопроектов, направленных на улучшение работы тюремного ведомства и гуманизацию отношения к заключенным. Но среди этих инициатив есть и меры по борьбе с экстремизмом.
Например, ранее единороссы уже предлагали создать отдельные тюрьмы для террористов. Теперь же обсуждается полный запрет на использование в камерах мобильной техники, поскольку именно через Интернет экстремистам проще всего вербовать сторонников. Впрочем, против экстремистов, уверены думцы, поможет и социализация осужденных – например, благодаря большему количеству свиданий с родственниками.
С прошлого года уже значительно выросло число обращений зэков с просьбой перевести их в колонии поближе к дому. Проблема, однако, в том, что в законе сейчас нет четких алгоритмов и критериев, по которым должны приниматься подобные решения. Вот ЕР и собирается их подробно прописать.
А ФСИН учится противостоять пресловутым тюремным джамаатам. В ведомстве отмечают, что число представителей радикального исламизма в местах лишения свободы постоянно увеличивается: «В российских колониях в настоящий момент находятся 29 тыс. осужденных из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии». Мусульмане составляют около 20% контингента столичных СИЗО, в других регионах эта цифра может превышать и 50%.
Религиозный экстремизм постепенно вытесняет «воровскую идеологию». И теперь уже религиозные общины пытаются устанавливать свои порядки, открыто конфликтуют с администрациями учреждений, устраивают беспорядки, которые приходится подавлять.
Поэтому на днях ФСИН направила обращения в духовные управления мусульман с просьбой помочь в пресечении распространения в российских тюрьмах радикальных воззрений. Религиозных авторитетов просят в ходе бесед с заключенными выяснить, какие течения ислама они исповедуют. Начать предлагается с тех, кто сидит по террористическим и экстремистским статьям.
Для повышения квалификации своих сотрудников ФСИН готовит и учебно-методическое пособие о методах противодействия экстремизму в местах лишения свободы. Проводятся и семинары по искусству переговоров с носителями радикальных религиозных идей. Занятия представляют собой моделирование различных ситуаций – конфликт исламистов с администрацией или зреющий бунт, который надо остановить путем переговоров.
Однако, по мнению руководителя проекта gulagu.net Владимира Осечкина, тюремные чиновники всегда забывают сказать главное – сторонниками радикальных идей заключенные чаще всего становятся по их вине. «Это прежде всего жертвы системы, которые озлоблены постоянным нарушением своих прав, избиением и вымогательством со стороны тюремщиков, невыносимыми условиями своего пребывания», – заявил он «НГ».
Правозащитники, кстати, утверждают, что именно мусульмане часто жалуются на прессинг, запрет соблюдать религиозные обряды и оскорбления на этой почве. Во ФСИН же заявляют, что подобной проблемы нет, для представителей традиционных конфессий созданы все условия. На территориях СИЗО и колоний оборудовано больше 660 молитвенных комнат – для православных, мусульман, иудеев и буддистов. Количество религиозных общин в исправительных учреждениях также с каждым годом растет – в настоящее время их более 1300.
Ведется и серьезная просветительская работа: за прошлый год свыше 3 тыс. заключенных посетили лекции и проповеди. «Было принято порядка 100 писем, проведено более 250 личных консультаций и роздано более 6,5 единиц религиозной атрибутики», – говорится в отчете ведомства. В ряде регионов даже появилась новая должность – помощник начальника управления по организации работы с верующими. Их, как правило, назначают из числа священнослужителей. Работают воскресные школы, где зэки изучают Библию, Коран, Тору и другие священные книги. Показываются видеофильмы на религиозные темы, ведется радиотрансляция проповедей, рассказов о духовной жизни. Для тех же мусульман в тюрьмах организуют праздничные намазы.
комментарии(0)