На заседании Госсовета 27 декабря 2017 года федеральная власть подтвердила, что процессы слияния регионов не будут обуславливаться одной лишь экономической целесообразностью. Фото РИА Новости
Сегодняшнее Послание президента Федеральному собранию скорее всего внесет некоторую ясность лишь в вопрос, с чем Владимир Путин идет на выборы. Полной стратегии четвертого срока пока, похоже, четко обозначено не будет. Но в медиапространстве опять появилась тема будущего укрупнения регионов. Объясняется оно прежде всего трудным финансовым положением многих из них. Сам Путин не раз высказывался об этом крайне осторожно, обещая из Москвы ничего не стимулировать. Эксперты считают, что вряд ли он резко откажется от этого курса, но все же не исключили изменений в списке субъектов РФ. Положительных экономических результатов от укрупнения никто из экспертов не ждет. По поводу же его политической целесообразности мнения разделились.
Кроме гадания о пунктах президентского Послания, основным занятием различных медиаресурсов в феврале стали попытки выяснить хотя бы что-то о поствыборных кадровых изменениях и в целом о стратегии развития страны. Вряд ли это станет окончательно ясным после сегодняшнего обращения Путина. Например, ему постоянно приписывают курс на уменьшение количества субъектов РФ, а глава государства все время отвечает, что его нет, а есть экономическая целесообразность, за которую должны выступить сами регионы.
Напомним, что последний раз данная тема была поднята в декабре. На своей большой пресс-конференции президент вроде категорически ответил на вопрос из Татарстана – государственных планов по укрупнению регионов нет. Однако на Госсовете 27 декабря, который был посвящен повышению инвестпривлекательности регионов, он уже был не столь однозначен. Путин, с одной стороны, сказал, что часто это и правда экономически выгодно, но с другой – дал понять, что действовать в любом случае нужно крайне осторожно, взвешивая все плюсы и минусы. Последние он назвал сразу же: мол, в СССР тоже были крупные регионы-республики, однако это не сохранило его от распада именно по их границам.
Впрочем, в информационном поле по поводу возможного преобразования Федерации время от времени появляются то ли какие-то утечки, то ли чьи-то «хотелки». Например, в Сети недавно был опубликован настоящий проект раздела Северо-Западного федерального округа на большой Петербург и еще два крупных региона, объединяющие области, республики и автономии, которые расположены в этой части страны.
«НГ» спросила у экспертов, насколько вероятна такая реформа, какого масштаба она могла бы оказаться и решатся ли российские власти на ее проведение, если сочтут это целесообразным. Мнения разделились, но большинство экспертов все-таки высказались скептически.
Например, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что «процесс укрупнения регионов начался еще 15 лет назад и оборвался в кризис 2008 года, не приведя к заметному экономическому улучшению». Он напомнил, что, кроме того, это стоило больших денег, и предположил: «Пока нефть не поднимется в цене до прежних 142 долл. за баррель, возвращение к этой повестке исключено». Проблему же убыточности регионов сейчас решают Минфин, ЦБ и другие кредитные институты.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что «к теме укрупнения регионов Путин относится положительно, хотя и отмечает, что важно учитывать мнение людей и соблюдать Конституцию». Эксперт указал на то, что процесс действительно сложный: «Если нет драйверов развития, то в принципе объединение аутсайдеров с успешными возможно. Но есть проблема: мнение населения. Ранее укрупнение прошло с минимальными издержками, но люди не в восторге от результата, например, в бывшем Бурятском автономном округе, или Корякии». Калачев пояснил, что противниками могут быть и успешные территории, которые не хотят делиться с бедняками, к примеру, Ненецкий округ с Архангельской областью, а Волгоград – с Астраханской.
По мнению эксперта, «если кредит доверия Путина на последнем сроке будет высок, то такая реформа возможна, но при этом задача власти не нейтрализовать недовольное меньшинство, а сделать так, чтобы большинство было довольно». Калачев напомнил, что кроме экономики речь может пойти и о более эффективной системе управления. Впрочем, по его словам, в любом случае реформа будет точечная. «Региональная реформа возможна, слом Федерации – нет. Для власти главное – стабильность, а потому путь, который, скажем, предлагает Жириновский – полностью отказаться от национальных республик, невозможен в принципе», – заявил «НГ» Калачев.
Политолог Андрей Колядин отметил, что раз «Путин заявил, проводить укрупнение регионов не будет, то обычно он слово держит». Эксперт полагает, что, конечно, провести это было бы можно, но вопрос – зачем? «Отчасти, в более мягкой форме, этот процесс сейчас уже идет: на территории регионов сельские поселения трансформируются в городские округа, сокращается количество лиц влияния. Это происходит в рамках централизации власти, создания ее вертикали с федерального уровня до поселковых советов», – заметил он. Колядин также напомнил о дороговизне процессов укрупнения, которые компенсируют всю экономию на сокращении чиновников. Что же касается финансового состояния регионов, то, по его словам, «даже если провести их укрупнение, долги никуда не денутся».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский подчеркнул, что объективных предпосылок укрупнения как не было, так и нет, но в то же время не стал исключать возможность этой реформы, заметив, что политика федерального Центра непредсказуема. Но если смотреть именно на финансы, напомнил он, то ранее укрупнение любого региона ни к какому финансовому улучшению ситуации в нем не привело. Наоборот, во многих социальное самочувствие населения даже ухудшилось, указал Туровский на все тот же Бурятский автономный округ.
Таким образом, считает он, Москва может, конечно, сэкономить деньги за счет уменьшения трансфертов и дотаций, но это вызовет недовольство губернаторов и скорее всего социальный протест. Кроме того, отметил эксперт, подобные реформы связаны и с политическими интересами крупных фигур. Статус губернаторов «больших регионов» вырастет, а федеральному Центру вряд ли нужны столь сильные губернаторы. Поэтому, по словам Туровского, и политической целесообразности нет.
Но опять же какую-то точечную настройку он допустил, при этом предупредив, что наиболее опасно было трогать национальные республики. «На том же Кавказе это могло бы привести к росту неэффективности управления, еще большей клановости и даже к вооруженным конфликтам, и в первую очередь как раз из-за сокращения объема дотаций. В общем, получается, что какой бы плохой система управления ни была сейчас, кроме нее ничего другого и невозможно», – подчеркнул Туровский.
комментарии(0)