Алексею Навальному сначала отказали в праве быть кандидатом, а теперь, видимо, уберут с улицы в кульминационный момент президентской кампании. Фото РИА Новости
Алексей Навальный продолжает ждать решения по своему административному делу об организации несанкционированной акции 28 января. Собранные на него материалы зависли в полиции, куда их отправил на доработку суд. Его сторонники не исключают ареста лидера прямо 18 марта. Штабы Навального активно набирают сейчас наблюдателей для «нечестных» регионов, однако пока не ясно, в каком статусе они смогут находиться на избирательных участках. Эксперт отметил, что обрушить явку навальнисты так и не смогли, не опасны они и в качестве наблюдателей. Однако – как и с возможным арестом Навального в ближайшее воскресенье – власти, скорее всего, предпочтут подстраховаться перед возможными протестами.
Глава федерального штаба Навального Леонид Волков в очередной раз обратился из-под ареста к сторонникам, призвав их участвовать в наблюдении. Он считает, что, по мнению власти, «прозрачность и легитимность президентских выборов становится важнейшей патриотической задачей, ключевым фактором сохранения внутриполитической и геополитической стабильности». А это значит, пошутил Волков, что мешать этому могут лишь внешние и внутренние враги.
Напомним, что 22 февраля Симоновский суд Москвы арестовал Волкова на 30 суток по ч. 8 ст. 20.2 КоАП, то есть за «повторное нарушение порядка организации митинга».
Видимо, тюремный антураж и повлиял на то, что свой пост Волков составил в саркастическом стиле – с использованием провластной патриотической риторики. Например, он призвал к борьбе с «наймитами Госдепа», которые уже несколько месяцев работают над тем, чтобы сорвать независимое наблюдение на выборах. «Аресты координаторов «Голоса» и штабов Навального, которые занимаются рекрутингом и обучением наблюдателей;
Агитируют за участие в выборах даже на автобусных билетиках. Фото Валерии Буровой |
аресты, рассчитанные именно так, чтобы ключевые организаторы независимого наблюдения пропустили сам день голосования; бесчисленные изъятия листовок, призывающих записываться в наблюдатели, – в общем, более подлого удара в спину идее легитимности выборов президента и представить cебе невозможно», – заявил Волков.
Однако ЦИК, как известно, уже не аккредитовал 4,5 тыс. наблюдателей «от Навального». На них были поданы заявки от газеты «Левиафан», принадлежащей Фонду борьбы с коррупцией. Отказ ЦИКа был связан с тем, что «Левиафан» лишен лицензии печатного СМИ еще в июле 2017 года по решению суда после жалобы Роскомнадзора.
Как пояснил «НГ» пресс-секретарь кампании Навального Руслан Шаведдинов, «мы профессионально готовим наблюдателей, пытаемся направить их на каждый участок в нашей стране». Он напомнил, что наблюдатели могут быть трех видов – на самом участке, при участке и на видеонаблюдении. Первые должны иметь официальный статус, вторые могут стоять поблизости от мест голосования и считать явку, а третьи – вообще сидеть дома.
«Мы сейчас обратились ко всем кандидатам, готовы брать направление от любого из них, потому что все они, кроме одного, заинтересованы в честных выборах», – заявил Шаведдинов. Он отметил, что уже зарегистрировано свыше 50 тыс. человек, но цель – набрать в два раза больше. Шаведдинов подчеркнул, что сейчас все штабы Навального, а их 81, занимаются этими двумя делами – «забастовкой избирателей» и организацией наблюдения.
По его словам, штабы «учат наблюдателей противодействовать ЦИКу и тетушкам на избирательных участках, которые будут их прогонять». Шаведдинов отметил, что наблюдателей будут готовить и для «трудных» регионов: Татарстана и Башкирии, Северного Кавказа, Кузбасса, Липецкой и Тамбовской областей, Краснодарского края и других, откуда часто приходят сообщения о различных манипуляциях.
Отметим, правда, что как минимум в половине штабов Навального главные фигуры сейчас либо находятся под административным арестом, либо только что из-под него вышли. Что же касается самого Навального, то, как сказал «НГ» Шаведдинов, «дело зависло, никаких новостей нет, мы не понимаем, что происходит». Он уверен, что от власти можно ждать любых сюрпризов, в том числе и ареста Навального в самый день голосования. Однако работу, заявил он, это не дезорганизует: «Мы готовы к любым поворотам, если понадобится, то наблюдать и протестовать будем и без Алексея».
Дело об административном аресте Навального действительно находится в подвешенном состоянии. Еще 16 февраля Тверской суд Москвы вернул в полицию материалы о правонарушении, которые были составлены по итогам акции 28 января. Как сообщила адвокат Навального Ольга Михайлова, «в протоколе в качестве вещественных доказательств заявлены сотовый телефон и сим-карта, но по факту в деле этих вещдоков не оказалось, где они – неизвестно, вот в связи с этим материал и был возвращен». Напомним, что Навальный был задержан 28 января на Тверской улице, доставлен в отдел полиции по району «Якиманка», откуда его отпустили в тот же день под обязательство о явке. Лишь спустя почти две недели был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 КоАП «Повторное нарушение установленного порядка организации митинга».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что «власти хотели бы Навального нейтрализовать в день голосования и на ближайший поствыборный период, когда идет политическая защита результатов выборов, доказывается, что они были чистые и конкурентные». Эксперт отметил, что именно этим объясняется «зависание» административного дела оппозиционера. Но на самом деле, считает Калачев, именно во время предвыборной кампании Навальный власти и не опасен. «И высокую, и низкую явку можно объяснить все той же поддержкой населения – мол, тех, кто не ходит на выборы, все, значит, устраивает. Но митинги протеста никак не объяснишь, так что это и есть главный риск и угроза легитимности», – сказал Калачев.
Эксперт подчеркнул, что для власти критический барьер – это 50% явки и 60% результата Владимира Путина, хотя уже ясно, что скорее всего президент получит даже больше. Навальный не представляет угрозы, поскольку не может радикально обрушить явку ниже 50%, а кроме того, серьезно повлиять на электорат главного кандидата – в отличие от остальных, для которых как раз плохи и низкая явка, и негативная агитация против выборов. «На самом деле сейчас Грудинин вызывает у власти даже большее опасение, чем Навальный, поскольку «коммунист» может откусить кусок у Путина, Навального же не услышат даже те, кто находится на периферии провластного электората», – подчеркнул Калачев.
Однако минусом для власти в случае ареста Навального может оказаться интерпретация этого как неуверенности и страха, что может отразиться и на репутации выборов – ведь если они чистые и честные, то чего тогда опасаться? Плюс же для власти в задержании Навального видится в том, что радикальных акций протеста в его отсутствие, видимо, не получится. Так что, по мнению Калачева, власть скорее захочет подстраховаться – и все же задержит Навального. «Сажать надолго его никто не будет, а краткосрочное задержание станет выгодным обеим сторонам. Власть избавляется от потенциальной угрозы, а Навальный, раз его так боится власть, опять объявляет себя главным лидером оппозиции», – предположил эксперт.
комментарии(0)