Генпрокурор РФ Юрий Чайка постепенно обретает образ одного из главных правозащитников страны. Фото с сайта www.council.gov.ru
Генпрокуратура РФ подвела ежегодный итог работы с обращениями граждан. Отмечено, что сократились жалоб на работу органов следствия и полиции. Уменьшилось и количество претензий заключенных к условиям содержания. Теперь люди все чаще просят заступиться за них в имущественных или трудовых конфликтах. Растет и число сигналов о коррупционных проявлениях среди чиновников.
За прошлый год Генпрокуратура получила порядка 4,8 млн обращений от граждан. Это на 1,6% больше, чем в 2016-м. По результатам соответствующих проверок прокуроры передали в суд около 200 тыс. исков, а также вынесли свыше 151 тыс. представлений об устранении нарушений закона.
В ведомстве Юрия Чайки такую работу с людьми называют одной из своих приоритетных задач: «Органы прокуратуры продолжают активную деятельность по рассмотрению обращений и жалоб граждан, обеспечивая контроль за всесторонней проверкой доводов заявителей». Для борьбы с нарушениями задействован весь спектр мер реагирования – инициируются административные дела, вносятся протесты и предостережения.
В результате, считают в ведомстве, за прошлый год снизилось количество жалоб на действия или бездействие должностных лиц, а также на вынесенные решения со стороны прокуроров, следственных органов и полицейских органов. Судя по отчету, россияне в целом стали реже жаловаться на притеснение их прав и свобод. К примеру, в январе прошлого года таких дел рассматривалось порядка 299 тыс., а в этом – уже 263 тыс.
Сократилось и количество жалоб со стороны осужденных на условия их содержания в местах заключения. А вот чаще люди стали жаловаться на нарушения трудового, жилищного, земельного законодательств, прав и интересов несовершеннолетних. Немалую долю занимают и обращения о бездействии судебных приставов, а также о выросшей коррупции среди чиновников.
То, что люди больше обращаются во многом по бытовым вопросам, считает адвокат Роман Скляр, свидетельствует прежде всего о серьезных недостатках в работе властей. При этом, отметил он, «высокое количество обращений связано в первую очередь с тем, что именно в прокуратуре видят тот орган, который может разобраться в ситуации, законно и справедливо на нее отреагировать». То есть на практике, по его мнению, по некоторым вопросам граждане предпочитают обращение в прокуратуру, а не в суд, то есть в ряде случаев это досудебная инстанция по защите их прав.
Адвокат Владимир Постанюк не уверен, что по сокращению писем по отдельным темам можно в целом судить об эффективности работы прокуратуры. Но он признал, что прокуратуре нет смысла лукавить со статистикой, поскольку она никак не может повлиять на количество обращений.
По словам партнера адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, прокурорский надзор за соблюдением прав граждан с каждым годом становится все эффективнее. Он считает, что «действительно увеличилось количество прокурорских проверок законности исполнения уголовных наказаний – и выросло количество чиновников, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора».
По словам правозащитника Александра Хуруджи, заключенные стали меньше жаловаться на условия своего содержания и потому, что с каждым годом сокращается их количество – примерно на 5–10%. Тем не менее он обратил внимание и на снижение функционала прокуратуры, сокращение ее полномочий по решению различных проблемных ситуаций: «К примеру, понизилась степень ее влияния на решения следователей. Прокуроры могут лишь писать протесты, представления или переправлять материалы по поднадзорности». По его мнению, нужно по-прежнему ставить вопрос об усилении возможностей ведомства Чайки.
Управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов заметил, что увеличение общего количества обращений может говорить как об ухудшении положения граждан, так и о выросшем у них доверии к органам прокуратуры – и для понимания этого надо проводить более предметный анализ. А вот снижение числа жалоб на следствие и условия содержания заключенных, по его мнению, свидетельствует о позитивных тенденциях: «Все больше меры прокурорского реагирования приносят результаты».
Эксперт Ассоциации юристов России Роман Ардыкуца убежден, что тенденцию по снижению количества жалоб на прокуроров и следователей можно объяснить прежде всего более строгим соблюдением законов и теми и другими. Но, подчеркнул он, «это отнюдь не означает уменьшения числа нарушений, допускаемых органами следствия» – просто меры прокурорского реагирования порой не оказывают на следствие нужного эффекта.
комментарии(0)