Вашингтон в одностороннем порядке вывел бомбардировщики B-52H за рамки двустороннего соглашения. Фото с сайта www.af.mil
В минувшую пятницу в Женеве завершилась 15-я сессия российско-американской консультативной комиссии по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-3). Как сообщает Госдепартамент США, сессия длилась 10 дней, «делегации США и России продолжили обсуждение практических вопросов, связанных с осуществлением договора».
Ранее МИД РФ сообщал о том, что США нарушают ДСНВ-3: американцы не столько сократили свои стратегические наступательные вооружения (СНВ), сколько якобы переоборудовали под «неядерную начинку». Видимо, эти проблемы и обсуждались на сессии.
В российском внешнедипломатическом ведомстве отмечают, что эти проблемы – «серьезная аномалия, и ее необходимо будет устранять. В противном случае существует серьезная угроза жизнеспособности договора».
Как известно, ДСНВ-3 был подписан тогдашними президентами РФ и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года. Согласно документу, в результате сокращения СНВ к 5 февраля 2018 года у России и США должно было остаться до 1550 единиц развернутых ядерных боезарядов и до 700 развернутых носителей – межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ) – или до 800 единиц развернутых и неразвернутых носителей.
Россия свои обязательства выполнила. На сегодняшний день, по данным открытых источников, у нее числится 527 носителей СНВ и 1444 ядерные боеголовки. Как заявляют США, они располагают 660 оперативно развернутыми носителями ядерных вооружений и 1350 боезарядами на них. Между тем российский МИД с этим не согласен: «Объявленный США результат достигнут не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и путем одностороннего вывода из зачета по договору 56 пусковых установок БРПЛ «Трайдент-II» и 41 тяжелого бомбардировщика В-52Н».
Заметим, что каждая баллистическая ракета «Трайдент-II» может нести от 8 до 14 ядерных боезарядов. А на каждом бомбардировщике В-52Н может размещаться до 12 крылатых ракет с термоядерной боевой частью. Таким образом, если американцы хитрят, то у них может быть дополнительно до 1200 ядерных боеприпасов, готовых к применению.
На Смоленской площади отметили, что переоборудование этих носителей «было осуществлено таким образом, что российская сторона не может подтвердить приведение этих стратегических наступательных вооружений в состояние, непригодное для использования БРПЛ и ядерного вооружения тяжелых бомбардировщиков, как это предусмотрено пунктом 3 раздела I главы 3 протокола к договору». В МИД РФ также указали, что представленные Вашингтоном цифры достигнуты «за счет односторонней переквалификации четырех «шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения», в категорию «учебных шахт», которая не предусмотрена ДСНВ-3. То есть, по версии Москвы, американцы создали возвратный ядерный потенциал.
Об этой проблеме недавно упоминал и президент Владимир Путин. Он отмечал, что у России пока нет доказательств того, что переоборудованные американские СНВ «нельзя использовать для применения ядерного оружия». Это только одна проблема, связанная с ДСНВ-3. Другая же, по мнению Путина, состоит в том, что к девальвации Договора о стратегических наступательных вооружениях ведет развертывание США глобальной системы ПРО. Обращаясь 1 марта с Посланием Федеральному собранию, глава РФ заявил, что при сокращении носителей и боезарядов в соответствии с ДСНВ-3 одновременно бесконтрольно Соединенными Штатами наращивается количество противоракет, улучшают их качественные характеристики, создаются новые позиционные районы. Он подчеркнул, что «в конечном счете если мы ничего не будем делать, это приведет к полному обесцениванию российского ядерного потенциала, он просто будет перехватываться». И, конечно, Россия этого не допустит, сказал Путин.
Как известно, президентское Послание превратилось в презентацию новых видов стратегических ядерных вооружений, которые могут успешно преодолевать любую систему ПРО. Чуть позже в интервью телеканалу NBC Владимир Путин заявил, что Россия готова к дальнейшему диалогу по ядерному разоружению после окончания срока действия ДСНВ-3. Он пояснил, что Россия «согласна на сокращение либо на продолжение действующих условий, на сокращение носителей, сокращение боеголовок». По его мнению, «теперь, когда у нас появляется оружие, которое легко преодолевает все системы ПРО, для нас не так критично снижение количества баллистических ракет и боеголовок».
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев считает, что анонсированная 20 апреля главой МИД России Сергеем Лавровым возможная встреча российского и американского лидеров наверняка будет посвящена проблемам поддержания в мире глобальной безопасности и стратегической стабильности. В рамках этого блока наверняка речь пойдет о судьбе ДСНВ-3, а также о Договоре о ракетах средней и малой дальности (РСМД), пояснил Васильев.
Россия не раз высказывала свою озабоченность тем, что США пытаются вывести из-под договора РСМД ударные беспилотники и пусковые ракетные установки Мk-41, развертываемые на базах ПРО в Европе. Об этом, в частности, недавно заявил и председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. По его словам, одновременно Вашингтон наращивает кампанию по дискредитации России, обвиняя ее в том, что российская крылатая ракета 9М729 (или Р-500) для комплекса «Искандер» якобы имеет дальность, запрещенную по Договору о РСМД. «Подкреплять свои голословные обвинения конкретикой американцы привычно отказываются, ссылаясь на некие закрытые данные», – сказал депутат.
Таким образом, у РФ и США накопилось много проблем, связанных с разработкой и использованием новых видов вооружений, а также сокращением своих стратегических и оперативно-тактических ракетно-ядерных потенциалов. И запланированная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа многие эти проблемы может разрешить или минимизировать.
комментарии(0)