Оппоненты Кремля решили взять на вооружение сценарий мирной смены власти в Ереване. Фото РИА Новости
Российские демократы приветствовали события в Армении, где после мирных протестов премьер Серж Саргсян добровольно отдал власть политическим оппонентам. Лидер Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный призвал желающих смены режима сограждан выходить на улицы – ближайший митинг запланирован на 5 мая. В «Яблоке» сказали «НГ», что воодушевлены переворотом и «завидуют армянам». Председатель «Гражданской иницативы» Андрей Нечаев заявил, что реализованный в Ереване сценарий является уроком россиянам о том, как надо бороться за свои права и свободы. В том, какие еще параллели российская оппозиция может провести с событиями по смене власти в Армении, разбиралась «НГ».
Навальный объявил о начале активной стадии подготовки к митингу 5 мая, посвященному протестам против инаугурации президента Владимира Путина. «К событиям в Армении комментарий очевидный: лучший способ взаимодействия с политиками, желающими пожизненно занимать свои должности, – выход на улицы. Немного смелости и настойчивости – все сразу становится на свои места. Поздравляю граждан Армении с тем, что они добились своего», – написал лидер ФБК. Навальный подчеркнул, что приступает к работе: «Главное сейчас – общероссийская акция 5 мая. Последние две недели «государственного идиотизма» с войной против Интернета показали, как важно не молчать, а выходить на улицы!»
Заявление в поддержку событий в Армении выпустила и Партия народной свободы (ПАРНАС). «Применив тот же прием, что и в 2008 году Владимир Путин, экс-президент Армении Серж Саргсян хотел сохранить за собой всю полноту власти после истечения дозволенного Конституцией срока. Но граждане Армении предотвратили сползание страны к диктатуре, – заявили в ПАРНАСе. – Без кровопролития и насилия власть отступила перед общественным давлением. ПАРНАС призывает российскую власть и военнослужащих, расквартированных в Армении, уважительно отнестись к выбору армянского народа».
Экс-кандидат в президенты от оппозиции Ксения Собчак выразила надежду, что и российские чиновники «задумаются и поймут, что долгое сидение во власти не обещает им такого достойного места в истории, какое может дать своевременный уход с поста»: «Сегодня мы надеемся вместе с армянским народом, что все получится и у них, и у нас, что эпоха несменяемости скоро закончится на всем пространстве СНГ, и прежде всего в России. Будем надеяться, что это случится так же бескровно, как в Армении».
«Браво, армяне! Урок нам, как надо бороться за свои права и свободу!» – заявил лидер партии «Гражданская инициатива» (ГИ) Андрей Нечаев. Впрочем, даже единогласно позитивная оценка итогов армянской революции по большому счету лишь демонстрирует, насколько далека от подобных событий российская оппозиция. К примеру, заявление Нечаева сразу натолкнулось на негативную реакцию лидера партии «Западный выбор» Константина Борового, который заметил, что, «поддерживая Кремль и Собчак», лидер ГИ лишь отодвигает приближение такого сценария в России. Да и Навальный, как известно, готовит свой митинг 5 мая в одиночестве, что повлияет как на процесс его согласования с властями, так и на численность.
Нет и единой стратегии касательно участия или же бойкота выборов: ранее Навальный призвал к бойкоту президентских выборов, а на выборах мэра столицы оппозиция не в состоянии договориться о едином кандидате. Как заметил в беседе с «НГ» член регсовета столичного «Яблока» Кирилл Гончаров, «лидер протестов Никол Пашинян – депутат парламента, который участвовал в ряде кампаний, включая выборы мэра Еревана. И в отличие от России на митингах не было никаких разглагольствований на тему «мы вне политики, нам не нужны политики, мы им не верим». Протест носил исключительно политический характер, а лидер протеста представлял конкретную партию, выступающую за евроинтеграцию... Завидую Армении!»
Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова «воодушевлена событиями в Армении»: «Уроком они являются не только для оппозиции, но и для власти. Властям стоит побольше прислушиваться к оппозиции, поскольку иначе ситуация заканчивается госпереворотом. Элита, как видно, готова в любой момент отвернуться». Собеседница «НГ» заметила, что общественные настроения настолько тонкая вещь, что отследить их вовремя бывает невозможно. Это не удалось Саргсяну, а значит, риски есть и для российских властей: «У нас общество тоже недовольно, но пока демонстрирует это эмиграцией или полным отказом от контактов с властями».
Лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов в беседе с «НГ» заметил, что в России граждане боятся выходить на улицы, поскольку могут попасть под каток репрессий: «В Армении этого ощущения не было, причем еще с советских времен, поскольку репрессии КГБ там превалировали в меньшей степени, чем в других республиках, из-за доминирования национального самосознания над Москвой. В России подобная революционная ситуация наблюдалась в 1991 году, однако тогда в обществе была большая жажда перемен, а центральная власть оказалась очень слаба». Различается и отношение руководства, говорит Касьянов: «Если в Армении нарождавшийся диктатор понял, что народ больше не хочет, чтобы он властвовал, то у нашего первого руководителя такого ощущения нет».
Различаются и политические системы, говорит глава Политической экспертной группы Константин Калачев. «В Армении – демократическая система, реальная многопартийность, однопалатный парламент, настоящая, а не имитационная общественно-политическая жизнь, – рассуждает эксперт. – Протест в Армении был персонифицирован и с той, и с другой стороны: со стороны оппозиции его персонифицировал Никол Пашинян, а демонизации подвергся Серж Саргсян как символ заведшего страну в тупик правящего режима. Лозунги протестующих были максимально широкими, чтобы практически каждый гражданин мог их поддержать, в то время как внешняя политика, отношения с США, Россией, Европой вообще не упоминались».
Калачев подчеркнул, что умение объединить разные политические силы, что удалось в Армении, это то, чего так не хватает нашей оппозиции. «Армяне не боятся перемен, считая, что хуже не будет, – заметил эксперт. – А россияне боятся. Для них важнее конкретные позитивные предложения и гарантии неухудшения ситуации».
Кроме того, армянская была представлена в парламенте, а ее представитель получил на президентских выборах 37%, рассуждает ведущий специалист Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Армянское общество более компактное, там многие друг друга знают, в силу чего легче выстраивать связи и сложнее разгонять митинги. Жестокое подавление демонстраций в 2008 году было большим ударом по власти. А сейчас у людей возникло ощущение обмана, поскольку Саргсян просто сменил президентское кресло на премьерское, решив остаться у власти». Россия, в свою очередь, живет в режиме осажденной крепости. И если Армения, у которой есть проблемы с Турцией и Азербайджаном, это прошла, то в РФ преодолеть это пока невозможно: «Оппозиция не может отказаться от критики внешней политики, в то время как общество эту политику пока поддерживает».
комментарии(0)