По Алексею Навальному никакого судебного решения за акцию 5 мая до сих пор не принято. Фото Reuters
Завтра Алексея Навального ожидают в Тверском суде Москвы по делу об акции 5 мая, чтобы, видимо, назначить ему очередной арест. Более трети координаторов штабов оппозиционера за нее уже наказаны. Эксперты отмечают, что структура Навального переходит на новый этап развития. В ней появляются «бойцы», готовые вступать в силовое противодействие с полицией. И хотя в группах прямого действия по всей стране пока вряд ли более нескольких сотен человек, мобилизационный потенциал активистов весьма высок. И, например, коммунисты признают, что улицу Навальному они, похоже, уже проигрывают.
Как стало известно «НГ», Центр исследования политической культуры России (ЦИПКР), представляющий собой основной аналитический центр КПРФ, провел исследование реакции экспертного сообщества на акции 5 мая, проведенные сторонниками Навального более чем в полусотне городов страны. ЦИПКР утверждает, что за ним самим все заметнее присутствие некой внутривластной группировки, которая в документе называется «либеральной».
Структура же Навального развивается по классической майданной технологии. Кроме наличия «бойцов» об этом свидетельствует, уверены в ЦИПКР, тот факт, что 5 мая навальнисты успешно решили задачу по дискредитации российской власти в глазах внешнего мира. Правоохранители жестко задерживали демонстрантов, в том числе несовершеннолетних, в присутствии многочисленной прессы, большое значение имело и участие в этом силовом разгоне и некоего аналога украинских «титушек» – групп граждан, выглядевших казаками.
Наибольшее внимание всех, понятное дело, было приковано к обеим столицам, напомнили в ЦИПКР. Как известно, по официальным данным, в Москве было задержано 668 человек из 3,5 тыс. участников (36 подростков), а в Петербурге – 234 из примерно 2 тыс. протестовавших (24 несовершеннолетних). По данным же оппозиционеров, только в Москве на улицу вышли 15 тыс., а взяты были 1,5 тыс. человек. МВД, правда, отрапортовало, что на всю Россию таковых оказалось 1607.
ЦИПКР приводит комментарии различных политтехнологов, утверждающих, что в Москве и Питере власти действовали неправильно – в отличие, скажем, от Екатеринбурга, где несанкционированная акция прошла в целом мирно. Однако в самом центре особый акцент сделали на ряде столичных особенностей. Например, на той, что в рядах «школьников» появились профессиональные демонстранты, которые умеют выстраиваться цепью и жестко контактировать с полицией. Еще одна майданная технология – появление на главных улицах страны иногородних, их якобы было задержано несколько сотен.
«Можно полагать, что в активе у Навального помимо постоянной многомиллионной телеаудитории и десятков тысяч сплоченного актива, сконцентрированного вокруг штабов, уже есть несколько сотен человек в группах прямого уличного действия», – подсчитали в ЦИПКР. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, курирующий его работу, пояснил «НГ»: «Конечно, слово «бойцы» – в кавычках. Но это опытные оппозиционеры, которые не первый раз выходят на акции протеста». Он отметил, что Навальный показал, что может быстро мобилизовать 2–3 тыс. человек, еще пять лет назад: в тот день, когда объявили, что его сажают на пять лет, весь центр Москвы был запружен его сторонниками.
При этом коммунист подчеркнул, что сама структура Навального уже перешла на новый уровень: «Его сторонники не просто вышли на улицу, а пытались выстраивать цепь – это уже, конечно, новый уровень борьбы, случайные люди этого не умеют».
По мнению Обухова, то, что за Навальным стоят либералы из власти, прослеживается лишь косвенно. Он отметил, что именно на либералов указывает несколько факторов: во-первых, программа и идеология Навального, во-вторых, майданная тактика проведения акций. И, наконец, в-третьих, цель этих акций – их разгон прежде всего дискредитирует силовиков.
При этом в анализе ЦИПКР признается, что у коммунистов группы прямого действия существуют уже десяток лет. Однако «КПРФ и союзные партии на данный момент на несколько корпусов отстают от антигосударственных сил в контроле над улицей и медийности своих акций (при этом пока не сумев перехватить у «проекта Навальный» протестную энергию оппозиционно настроенной к власти молодежи)». Еще один вывод: «Протест явно радикализируется, создается ядро закаленных участников протеста, которые в ситуации социально-экономического кризиса и выхода на улицу сотен тысяч пойдут под дубинки из идеологических соображений».
Завершают же коммунистические аналитики свой обзор некими данными о примерном количестве «бойцов» у той или иной политической или общественной силы: «Сейчас можно оценить оперативный уличный потенциал КПРФ в 2–5 тыс. человек, ЛДПР и СР («коммерческая массовка») – в 0,5–2 тыс. человек, «партии власти» – 30–100 тыс. бюджетников и 0,5–2 тыс. «титушек», РПЦ – 50–200 тыс. (нужна неделя на мобилизацию), мусульмане – 100–200 тыс.».
Как пояснил Обухов, это экспертные оценки, которые исходят из мониторинга протестной активности. По его словам, либералы сейчас способны мобилизовать 20–30 тыс. человек. Это показал, например, последний марш памяти Немцова, который был согласован в самый последний момент.
комментарии(0)