Выданными ошибочно паспорта признаются только после их изъятия у граждан. Фото с сайта www.мвд.рф
Российское законодательство не регулирует правовой статус лиц без гражданства (ЛБГ). При этом в стране есть сотни тысяч человек, которые после распада СССР остались без документов. А у многих из тех, у кого паспорта РФ есть, их под разными предлогами изымают. В президентском Совете по правам человека (СПЧ) требуют для них амнистии. Но в МВД настаивают на введении удостоверении личности ЛБГ.
С начала 90-х годов в России оказалось много переселенцев из бывших союзных республик, которые по разным причинам не смогли получить новых паспортов. Поэтому они не смогли легально работать и учиться. Некоторые из-за отсутствия какого-либо статуса уже давно приговорены к депортации, но при этом годами находятся в лагерях временного содержания, потому что выслать их просто некуда.
По данным правозащитников, с каждым годом апатридов в стране становится все больше. В том числе и потому, что миграционные органы продолжают изымать паспорта у россиян из числа прежних переселенцев. Утверждается, что тогда их выдали ошибочно. Но оформлять новые документы чиновники отказываются – например, из-за потери сведений, подтверждающих наличие гражданства РФ.
Большинство паспортов, признанных «фальшивыми», не содержат признаков подделки, они выданы госорганами на подлинных бланках и с подлинными печатями. Многие их владельцы успели оформить недвижимость, взять кредиты и получить загранпаспорта – и все эти сделки так и продолжают считаться действительными. То есть подлинность паспортов не признается лишь с момента их изъятия.
В МВД утверждают, что за последние пять лет россиянами все же сумели стать «чуть более 6 тыс. обладателей необоснованно выданных ранее паспортов». По словам же замглавы СПЧ Евгения Боброва, это очень мало, поскольку речь идет о десятках тысяч человек.
«Многие советские люди были лишены гражданства в процессе переоформления паспортов. Некоторые остались без внятного правового статуса, потому что после распада СССР не сумели получить паспорта ни одной из бывших республик», – пояснил он «НГ». Впрочем, среди апатридов, конечно, есть и обычные мигранты, которые скрываются от депортации.
МВД же предлагает решить проблему через специальный документ для ЛБГ. По словам Боброва, правозащитники требуют этого уже более 15 лет. Речь идет о выдаче этим людям удостоверения с основными данными – именем и фамилией, местом фактического проживания и фотографией. Но никаких социальных прав этот документ давать не будет, в том числе на пенсию и материнский капитал.
Бобров предположил, что для тех ЛБГ, которые уже давно в России, это удостоверение будет подтверждать и их временное проживание. А вот остальным придется в срочном порядке приобретать какой-то иной легальный документ.
Однако СПЧ продолжает настаивать на отдельной амнистии для переселенцев с паспортами, признанными недействительными. Ее суть в упрощенной процедуре восстановления гражданства. Сейчас же на это требуется не менее пяти лет, так как этим людям приходится заново получать разрешение на временное пребывание, потом через год обращаться за видом на жительство. На следующей неделе правозащитники направят свои предложения в администрацию президента. Однако, по словам Боброва, чиновники считают, что, дескать, эта тема не настолько значимая.
Эксперты правозащитного центра «Мемориал» заявляют, что это не так. «В основном это граждане бывшего СССР и их дети. Некоторые фактически постоянно проживали в России на 6 февраля 1992 года и могут быть признаны гражданами РФ», – говорится в докладе. Там указано, что на начало 2017-го в нашей стране было до 400 тыс. лиц с неурегулированным статусом, большая часть которых – это соотечественники, прибывшие из постсоветских стран. При этом точных данных о числе апатридов не существует, утверждают в «Мемориале», поскольку в основном это нелегалы, «не учитываемые никакими государственными службами и не попадающие в официальную статистику».
Те же, которые попадают в руки властей, отмечают в «Мемориале», из-за отсутствия документов оказываются в лагерях временного содержания.
Кстати, на этой неделе Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил, что подлежащие выдворению ЛБГ не могут бессрочно содержаться в изоляции. Это был ответ на жалобу некоего гражданина Маинова, переехавшего в Россию из Таджикистана в 1993 году. ЕСПЧ установил, что власти не предпринимали действий по установлению его личности, кроме писем в посольство Таджикистана, которое не стало беспокоиться о человеке, не являющемся гражданином этой страны.
комментарии(0)