0
4391
Газета Политика Интернет-версия

21.05.2018 20:53:00

Экс-посол США: "Спецслужбы РФ пытались подкупить сотрудников посольства"

Майкл Макфол обвинил Кремль в давлении на американских дипломатов

Тэги: сша, посольство, макфол, слежка, спецслужбы, власть, фсб, полиция, вербовка, шпионаж


сша, посольство, макфол, слежка, спецслужбы, власть, фсб, полиция, вербовка, шпионаж Фото Rod Searcey/www.securityconference.de

Экс-посол США в России Майкл Макфол рассказал о слежке за ним и сотрудниками американского посольства в Москве со стороны спецслужб РФ в бытность его работы, а также преследованиях и травле дипломатов провластными активистами движения «Наши». Он заявил, что охранявшие посольство в Москве полицейские были некорректны по отношению к высшим должностным лицам дипмиссии, включая его супругу, а попытки завербовать российских и американских сотрудников носили постоянный характер. Причем им предлагали не только деньги – иногда вербовка осуществлялась путем шантажа.

Макфол, выдержки из новой книги которого приводит Politico, впервые заметил открытую слежку за собой осенью 2012 года, во время похода с сыном на футбол. «Позже следившие проследовали за нами в Макдональдс», рассказал экс-посол, добавив, что предполагаемые представители спецслужб следили за ним даже на службе в церкви, что «очень нервировало его жену».

Слежка велась и за автомобилем посла, причем преследование носило постоянный характер. Однажды мой водитель попытался оторваться от преследовавшего автомобился, рассказывает Макфол. Впрочем, в отличие от американских фильмов, сделать это было невозможно – ведь следившие знали не только домашний адрес посла, но и, как следует из мемуаров, полностью контролировали все его передвижения.

Было ли это результатом работы завербованных представителей кадрового состава посольства, или же спецслужбы имели доступ к электронной почте, доподлинно неизвестно.

Как пишет Макфол, уже с первого года работы послом в Москве, «российские власти проводили кампанию преследования и травли сотрудников посольства, а также семьи дипломата». Экс-посол подчеркивает, что для этого зачастую использовались прокремлевские движения, активисты которых пикетировали посольство, а также журналисты государственных телеканалов – например НТВ, преследовавшие дипломатов.

Майкл Макфол подозревает, что частью кампании преследования дипломатов были и сотрудники полиции, формальной задачей которых была вроде бы охрана посольства. По сути же они занимались исключительно идентификацией каждого входящего в посольство, причем часто в достаточно унизительной манере. Зачастую сотрудники посольства, включая и жену посла, в минусовую погоду были вынуждены стоять у входа в посольство, в ожидании, пока полицейские проверят их документы. По словам Макфола, формальные ноты протеста на поведение полицейских не раз отправлялись в МИД, однако в их поведении ничего не изменилось.

В то время, когда помощь полиции реально требовалась, рассказывает экс-посол, она бездействовала. Например, когда группа активистов движения «Наши» перекрыла въезд в посольство перед автомобилем посла, полицейские наотрез отказались применять меры к демонстрантам, объяснив, что не имеют права разгонять мирную демонстрацию. Учитывая, что российские законы на тот момент уже запрещали любые митинги без согласований, «Наши» и их лидер Тихон Чумаков, организовавший протест, «были над законом», приходит к выводу Майкл Макфол.

По словам экс-посла, предводитель «Наших» впоследствии преследовал посла, будучи в детальном ведении о его передвижениях, и «бомбардировал» его вопросами о финансовой поддержке российской оппозиции. Когда Макфол ответил отрицательно, Тихон Чумаков пообещал, что «Наши» будут постоянно преследовать его в России, также как и бывшего британского посла Тони Брентона. С последним, подчеркивает в мемуарах Макфол, доходило и до физических столкновений.

Майкл Макфол подчеркнул, что служба безопасности посольства сразу же информировала его о том, что любое действие в резиденции Спасо-Хаус, будь то звонок, переговоры или отправка письма на электронную почту, станет известно российским властям: «Я привык к минимальному уровню приватности личной жизни, но в Москве его не было вообще».

Целью спецслужб, подчеркивает Макфол, был каждый человек, работавший в посольстве. У одного из моих стажеров прорезали шины, к другим посольским работникам неизвестные проникали в дом, чтобы переставить мебель или включить везде свет. Единственная цель этого бессмысленного действия – показать дипломатам, что они очень уязвимы, считает Макфол.

Российские официальные лица также регулярно допрашивали российских сотрудников, работающих в посольстве, оказывая на них давление и требуя сообщать обо всем, что происходит в дипмиссии. «Даже мои российские телохранители были привлечены для допроса. Мы предполагаем, что некоторые из наших российских сотрудников были информаторами для российской разведки», - пишет Макфол.

Он утверждает что ФСБ настойчиво пыталось завербовать и американских сотрудников, предлагая большие суммы денег за конфиденциальную информацию. Зачастую для этого использовались красивые молодые девушки или мужчины, которые заманивали американцев в постель, чтобы затем сделать их уязвимыми для шантажа. «Одной из самых трудных частей моей работы в качестве посла было сокращать коллег из-за того, что они в силу определенных причин стали риском контрразведки», - говорит экс-посол.

Число инцидентов, пишет он, заметно увеличилось зимой 2012 года. «Меморандум, подготовленный моим региональным офицером безопасности и его командой, насчитывал «около 500 случаев преследований персонала миссии США» с 17 января по 30 марта 2012 года, - рассказывает Майкл Макфол. - Даже в советское время никто из наших сотрудников не мог вспомнить столь интенсивный период домогательств».

Слежке подвергались и дети посла. 6 мая 2013 года машину, в которой они находились, преследовал подозрительный автомобиль, о чем немедленно был проинформирован российский МИД. В своем письме в МИД Макфол добавил, что в этот раз совсем не уверен, что машина принадлежит именно ФСБ, поскольку «в России немало людей, которые его не любят».

Несколько раз в ситуацию с травлей дипломатов вмешивался лично президент США Барак Обама, который звонил Дмитрию Медведеву, а затем и Владимиру Путину, с просьбой оставить «его людей» в покое. Однако давление на «посольских» сохранялось, подчеркивает дипломат.

Однажды Макфол вступил в перепалку с одной из групп «нашистов», которые осаждали посольство, о чем с сожалением вспомнил в своих мемуарах. В ходе спора он не выдержал, и назвал Россию «дикой страной», имея ввиду постоянную травлю дипломатов со стороны провластных группировок. Ролик в итоге использовался в информкампании российских властей против посольства. Позднее, добавил Макфол, он сожалел о вырвавшейся фразе, посчитав ее непозволительной для дипломата, хотя и добавил, что российское правительство действительно вело себя дико по отношение как к дипломатам, так и к собственным гражданам. И развернувшаяся травля, продолжил он, касалась не только его, а была лишь симптомом огромных проблем, которые наблюдались в отношениях между Россией и США.

Напомним, что новая книга «От холодной войны - к жаркому миру», в которой Майкл Макфол рассказал о своей работе в Москве, была презентована им в начале мая. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как идеология новой администрации США повлияет на отношения с Россией

Как идеология новой администрации США повлияет на отношения с Россией

Вся консервативная рать Трампа

0
889
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
2491
В Белый дом собрались "флоридские" и "криптоцарь"

В Белый дом собрались "флоридские" и "криптоцарь"

Геннадий Петров

Трамп укомплектовывает команду своим окружением и людьми из крупного бизнеса

0
1886
47-й президент США укажет Латинской Америке ее место

47-й президент США укажет Латинской Америке ее место

Ирина Акимушкина

Особенно острым в отношениях Вашингтона с южными соседями будет миграционный вопрос

0
1954

Другие новости