0
14277
Газета Политика Интернет-версия

04.06.2018 00:01:00

Россия не готова строить "Русланы"

Нехватка военно-транспортных самолетов снижает мобильность войск

Тэги: авиация, вта, руслан, производство


авиация, вта, руслан, производство Фото сайта wikipedia.org

В России рассматривается вопрос о возобновлении производства самого крупного и грузоподъемного серийного самолета в мире – Ан-124 «Руслан». Об этом сообщил командующий Военно-транспортной авиацией (ВТА) РФ генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. Но в условиях санкций и прекращения военно-технического сотрудничества с Украиной, где во времена СССР был разработан Ан-124, этот амбициозный проект выглядит сомнительно.

«Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире, – заявил вчера вице-президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин. – Две трети всех «Русланов» были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их в исправности. 

Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей». Генерал Бенедиктов отметил, что вопрос о воспроизводстве Ан-124 «регулярно рассматривается. Пока окончательного решения, насколько мне известно, нет. Мы, честно сказать, были бы рады, если бы это состоялось».

Подобное желание представителя Минобороны, отвечающего за быструю переброску войск и вооружений по воздуху, понятно. Опыт Сирии показал, что с помощью «Русланов» и тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 Россия способна быстро, в течение двух суток, доставить за несколько тысяч километров необходимые грузы, личный состав и технику. На перелеты в Сирию сейчас задействована значительная доля всей российской ВТА. Но большинство самолетов исчерпали летный ресурс и требуют замены. Об этом заявлял в апреле с.г. замминистра обороны Юрий Борисов (ныне вице-премьер), когда обсуждался вопрос поддержания парка Ил-76 и Ан-124 в работоспособном состоянии. Если этого не сделать, мобильность войск сильно упадет. Не случайно даже на учениях большинство мобильных войск, таких как ВДВ и спецназ, перебрасываются в другую местность по железной дороге или по морю.

«По Ил-76 у нас есть длительный контракт с ульяновским заводом («Авиастар-СП». – «НГ»). Не без проблем двигается этот серийный контракт, у нас есть определенные разногласия по ценам, – сказал Борисов. – Но я думаю, что мы постараемся найти конструктивное взаимодействие с промышленностью и решим все эти вопросы». О проблемах модернизации «Русланов» он промолчал. Заметим, что именно «Авиастар-СП» до 2003 года производил самолеты Ан-124 (всего было произведено 36 единиц). Из них, по данным открытых источников, за Минобороны числится 14 «Русланов», менее половины из них допущено к эксплуатации. По утверждению «Авиастара», они делают «глубокую модернизацию и поддержание летной годности самолетов Ан-124». Однако в Киеве, в концерне «Антонов», головном разработчике этого самолета, с такими действиями не согласны. Украина привлекла Международную организацию гражданской авиации к спору о том, может ли Россия без участия «Антонова» продлевать эксплуатацию самолетов «Ан», в том числе «Русланов». И, возможно, будет принято юридическое решение о запрете эксплуатации российских «Анов» и «Русланов» в международном воздушном пространстве.

Генерал Бенедиктов считает, что Ан-124 не является интеллектуальной собственностью Украины: «Самолет – кооперация. И все работали над созданием этого самолета. Все системы, которые в нем удачно эксплуатируются многие десятилетия, – это разработка общего потенциала – авиапрома СССР». Значит, уверен генерал, РФ имеет де-юре право сама производить «Русланы».

Но, как выясняется, главные препятствия на пути производства в РФ Ан-124 не юридические, а технологические и экономические. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что возобновление производства в России «Русланов» в настоящий момент весьма проблематично. «Ан-124 разрабатывался во времена СССР в глубокой кооперации со многими союзными республиками. Многие технологии утеряны, а их восстановление требует значительных ресурсов и финансовых средств», – отмечает он. «Вот уже более 10 лет Россия восстанавливает производство тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76, – отмечает эксперт. – А массовое серийное производство его только запускается. Ан-124 – изделие более серьезное. На нем установлены уникальные двигатели Д-18Т, которые производились в Украине. По понятным причинам она эти двигатели поставлять в Россию не будет. А своих подобных «движков» у России нет, их разработка только идет». Чтобы проект по Ан-124 заработал, считает Пухов, РФ нужно найти для себя международного партнера, но сейчас это сделать трудно.

Москва пытается самостоятельно разработать свой сверхтяжелый самолет. На авиасалоне МАКС-2017 Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) представил в чертежах и цифрах проект под названием «Слон». «Слон» с разрабатываемым двигателем ПД-35 сможет перевозить грузы массой до 150 т на расстояние более чем 7 тыс. км. То есть он будет мощнее «Руслана», который может поднять 120 т и преодолеть 4,8 тыс. км. «Сейчас работы ведутся над концепт-проектом, к 2019 году мы должны продуть эту модель», – уточнили в ЦАГИ.

Таким образом, до реального самолета еще далеко. В СССР Ан-124 разработали и создали за 10 лет. Как получится с разработкой самолета ВТА «Слон», неизвестно. Перезапуск серийного производства тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А, который является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, длится на АО «Авиастар-СП» уже более 10 лет. Построено всего 7–8 самолетов. За такой же период во времена СССР, когда транспортник собирался в Узбекистане на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова, была изготовлена почти тысяча единиц Ил-76.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
4078
Трамп добыл тайваньские миллиарды

Трамп добыл тайваньские миллиарды

Данила Моисеев

Технологический гигант вложит в Аризону больше средств, чем планировалось

0
2708
Аэропорт Сочи наращивает объемы грузоперевозок

Аэропорт Сочи наращивает объемы грузоперевозок

Андрей Гусейнов

0
3985
Константин Ремчуков. В ежегодном рейтинге Китай стал второй после США страной по воздействию мягкой силы. РФ – на 16-м месте

Константин Ремчуков. В ежегодном рейтинге Китай стал второй после США страной по воздействию мягкой силы. РФ – на 16-м месте

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 24.02.25

0
9706

Другие новости