Для бывалых заключенных исправительные центры выглядели бы как своего рода курорты, если бы в них не надо было работать принудительно. Фото с сайта www.fsin.su
В Совете Федерации подготовлены поправки в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), разрешающие осужденным трудиться за пределами исправительных центров и колоний-поселений.
Совфед направил в Госдуму законопроект, согласно которому осужденные к принудительным работам или пребыванию в колониях-поселениях смогут работать на воле. «Если законопроект примут, то от 11 до 15 тыс. человек смогут воспользоваться такой возможностью», – заявил сенатор Дмитрий Шатохин. По его подсчетам, убыток государству от того, что осужденные не работают, составляет около 60 млрд руб. ежегодно. Председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников назвал законопроект очень важным. По его словам, он положительно повлияет на социализацию осужденных.
Но эксперты отмечают такую проблему: суды, как правило, игнорируют принудительные работы как вид наказания. Подсудимых, которые могут на него рассчитывать, – десятки тысяч, а в исправительных центрах (ИЦ) оказываются единицы, сказал «НГ» адвокат Владимир Старинский. И действительно, по данным Судебного департамента при Верховном суде, всего по соответствующим составам Уголовного кодекса (УК) в 2017 году были осуждены 696 760 граждан, но лишь 480 из них, то есть 0,07%, были наказаны принудительными работами.
Напомним, что принудительные работы применяются с января 2017-го как альтернатива лишению свободы – если срок наказания не превышает пяти лет и преступление совершено впервые. Заключенные работают и проживают в ИЦ, получают небольшую зарплату, из которой до 20% идет в доход государства. Из этих же денег осужденные должны обеспечивать себя необходимыми вещами и оплачивать часть расходов ИЦ.
По словам руководителя уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимура Хутова, он неоднократно слышал разговоры, что места в таких заведениях держатся для блатных заключенных, высокопоставленных чиновников или их родственников. По информации Хутова, лишь небольшая часть обитателей ИЦ попадает на настоящее производство. Чаще всего, отметил он, их заставляют убирать мусор или подметать улицы.
«Суды крайне редко назначают наказание в виде применения принудительных работ», – сказал «НГ» адвокат АБ «Деловой фарватер» Михаил Филиппов. По его мнению, это в первую очередь связано с конкуренцией законодательных норм. С одной стороны, судья имеет право того человека, которому грозит до пяти лет лишения свободы, направить в ИЦ – если суд придет к выводу о возможности исправления без реального отбывания наказания. Но в другой статье УК написано, что тот же случай дает основание назначить условное наказание. При этом закон не определяет, чем должен руководствоваться суд при принятии того или другого решения.
Еще одна проблема с принудительными работами, по его словам, – невозможность отследить, исправляется ли осужденный. Общественный уполномоченный по правам предпринимателей, заключенных под стражу, Александр Хуруджи подтвердил «НГ», что принудительные работы – редко назначаемая мера наказания. Между тем, по его словам, ИЦ представляют собой колонии со значительно упрощенным режимом содержания. К примеру, осужденные могут периодически видеться с родными, а иногда и проживать с ними. «Отбытие срока в таком центре – своего рода санаторий для осужденных, поэтому жалоб на режим, объемы работ крайне мало», – заявил собеседник «НГ». Он подчеркнул, что основная проблема все-таки в отсутствии ИЦ во всех регионах. Зная это, суды и не назначают принудительные работы вопреки доводам защиты.
Адвокат Даниил Берман считает, что положительная динамика все же проявляется. Суды, по его данным, хотя и не массово, но гораздо чаще стали назначать эту меру наказания. И если, скажем, за первое полугодие 2017-го принудительные работы назначались около 169 раз, то на февраль этого года уже поступило 630 судебных решений об их назначении. И государство, отметил Берман, занимается строительством ИЦ в регионах, где их пока что нет. Предложение сенаторов, по его словам, позволит судам чаще назначать принудительные работы.
В стране сегодня действует 8 ИЦ и 15 изолированных участков в колониях, функционирующих в этом статусе. К концу года планируется увеличить численность ИЦ до 15, а участков – до 49. Это соответственно 1799 и 3879 мест.
комментарии(0)