В России могут появиться адвокаты по назначению по административным делам. Эксперты убеждены, что необходимость в них назрела уже давно – многие из таких дел заканчиваются арестами и крупными штрафами. Эта мера соответствует и требованиям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Но и у адвокатов в России полно проблем: в ряде регионов их вдруг перестают пускать в суды, а от свидетелей защиты требуют соблюдать деловой дресс-код.
В настоящее время бесплатный госзащитник полагается лишь тем, кого обвиняют по уголовным статьям. Однако в юридической среде уверены, что вопрос о назначении такого адвоката приобретает существенное конституционное значение, если наказание по административным статьям сопоставимо с мерами уголовно-правового воздействия.
В аппарате уполномоченного по правам человека в РФ решили подготовить перечень статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), по которым участие адвоката должно быть обязательным. В частности, по информации «НГ», речь идет о тех случаях, когда обвиняемому грозит арест или административное расследование, требующее дополнительных экспертиз, а также когда ему грозят серьезные штрафы либо статьи по нарушениям в сфере экономической деятельности.
По словам адвоката Владимира Старинского, еще в 2015 году Конституционный суд рекомендовал законодателям «уточнить право на бесплатного адвоката по административным делам», однако это определение было проигнорировано. «Дело в том, что в международной практике под уголовным преследованием понимается и часть административных дел. Логично, что в таких процессах должен участвовать адвокат, в том числе и на бесплатной основе», – заявил он «НГ».
Правда, по словам эксперта, изменения довольно трудоемкие, «требующие коренной ломки системы административного судопроизводства», поэтому на их подготовку потребуется время. Есть и опасения, что, как и в уголовной практике, адвокаты по административным вопросам «начнут выполнять формальную роль, подыгрывая следствию».
Руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов убежден, что появление госзащитников по административным делам соответствует требованиям ЕСПЧ: «Поскольку административный вид наказания связан с ограничением основных прав и свобод человека, решения должны выноситься только при соблюдении права на защиту. А его нельзя считать реализованным, если не было возможности воспользоваться бесплатной юрпомощью».
«Когда решается вопрос о помещении человека под административный арест – а это считается уже суровым наказанием, – должна быть квалифицированная помощь», – заявил «НГ» член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго. «Другой вопрос, что, конечно, не хотелось бы, чтобы инициатива превратилась в профанацию – когда «карманные» адвокаты начнут формализировать беспредел сотрудников правоохранительных органов. Хоть адвокатская корпорация борется с этим явлением – и в последнее время, действительно, много случаев, когда адвокатов за формальный подход и помощь следствию лишали статуса».
Между тем защитники в регионах, например в Карелии, пожаловались на сложности с проходом в суды. Дескать, судебные приставы получили новые инструкции и теперь требуют от адвокатов досмотра личных вещей. «По их словам, теперь на адвокатов распространяются те же правила, что и на обычных граждан, приходящих в суд. Спрашивают паспорт, хотя это незаконно. Требуют показать содержимое карманов одежды, портфелей, сумок. При отказе выполнить эти требования или если какой-либо предмет покажется приставам сомнительным, адвокатов просто не пускают», – сказал «НГ» юрист Сергей Савченко.
Он уверен, что это делается для отстранения защитника от участия в процессе. В адвокатской среде считают новые требования незаконными и противоречащими федеральному закону «Об адвокатуре», в котором говорится, что удостоверение адвоката гарантирует ему право на «беспрепятственный доступ в здания районных судов и судов субъектов РФ». Кроме того, осмотр личных вещей и особенно документов нарушает адвокатскую тайну.
Но на запросы в местные управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) там отвечают, что это, дескать, проводится в «целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и никак не влияет на реализацию права адвоката на обращение в суд». Чиновники ссылаются на ст. 11 закона «О судебных приставах», но в ней говорится о посетителях без статуса адвоката.
А Корчаго рассказал «НГ» и о тех нередких случаях, когда адвокатов не пускают из-за того, что их свидетели по делу не соответствуют дресс-коду: «Например, у меня был случай, когда приставы не пустили женщину-свидетеля, потому что она была в бриджах. Приставы заявили, что у них по инструкции допускается только деловой стиль».
комментарии(0)