Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Правозащитная ассоциация «Свободное слово» проанализировала ситуацию на интернет-пространстве страны. По мнению экспертов, давление правоохранительной системы на пользователей Сети не уменьшилось. Правда, теперь вместо посадок людей стали признавать недееспособными в связи с психическими заболеваниями.
По словам правозащитников, правоохранители ищут криминал уже не только в публикуемых постах, но даже в постороннем сохраненном контенте. С 2011 года число осужденных по «экстремистским» статьям выросло в четыре раза. При этом объективных причин происходящего нет. «Просто нас возвращают к стилю и методам недоброй памяти времен, когда люди становились узниками ГУЛАГа даже за анекдот», – утверждается в докладе.
Его авторы указали, что за последние годы в 8 раз выросло количество сообщений о «сомнительном контенте». В основном этими доносами «занимаются представители разных провластных общественных объединений, в том числе специально созданные кибердружины, которые мониторят соцсети». Кстати, отмечено, что свои заявления они пишут по шаблону, а значит, речь идет скорее всего об использовании в них оперативной информации.
Правозащитники пояснили, что, несмотря на анекдотичность поводов, по которым возбуждаются многие уголовные дела, для граждан они чреваты серьезными последствиями вплоть до лишения свободы. Впрочем, в последнее время, как следует из доклада, действительно наметилась некая новая тенденция. Под прессингом российской общественности и даже ряда международных структур правоохранительная система нашла альтернативные рычаги давления на пользователей. Например, за те или иные репосты их признают по суду «душевно неуравновешенными», после чего следует водворение в психиатрический стационар для обязательного лечения.
«Фактически это форма давления, чтобы пользователь сотрудничал со следствием», – пояснил «НГ» блогер Олег Козырев. Сам он, конечно, не считает такие действия законными, но признает, что из-за двоякого толкования законов и различных лазеек оспорить их бывает крайне затруднительно. По его данным, есть и такие случаи, когда человека без всякого решения суда направляют на психиатрическую экспертизу, в ходе которой он вынужден доказывать свою дееспособность. Что же касается судебных решений, подчеркнул Козырев, то здесь все понятно: «Гораздо проще доказать, что человек невиновен, чем то, что он не страдает каким-нибудь расстройством. Этим и пользуются силовики, отправляя пользователей соцсетей в лечебницы, в которые, как известно, трудно попасть и адвокатам, и правозащитникам».
При этом блогер уверен, что есть общие указания сверху о преследовании тех или иных конкретных групп, а есть «и инициатива самих спецслужб по преследованиям за «лайки» и репосты, которую можно причислить скорее к рутинной работе». Именно так, по его словам, в этих структурах и происходит подъем по карьерной лестнице – «награды и звездочки они получают за количество уголовных дел, доведенных до суда, которые потому и множатся в геометрической прогрессии».
Глава аналитического центра «Сова», член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Верховский считает, что власти в ближайшее время все же отреагируют на ситуацию. «Не так давно Путин поручил ОНФ подготовить доклад о неправомерном экстремизме. Это было вполне организованным действием, поэтому и другие заинтересованные в изменениях структуры начали озвучивать свои предложения. Как, например, Mail.group, которая на днях выступила за амнистирование осужденных за «лайки» и репосты. Многие видят, что какие-то решения вот-вот должны быть приняты. Вопрос в другом: какими они будут – полезными или скорее косметическими?» – сказал «НГ» эксперт.
Пока что, отметил Верховский, правозащитные организации по-прежнему вынуждены «отбивать» пользователей. Многие такие структуры сегодня предоставляют помощь несправедливо обвиняемым по экстремистским статьям: «В ряде случаев эти организации находят и оплачивают адвокатов. Также в таких делах очень важно экспертное заключение, без которого ни одно дело не уйдет в суд. Проблема только в том, что когда таких специалистов находят следователи, их заключения звучат весьма сомнительно. В этих случаях правозащитники вместе с адвокатами ищут альтернативных экспертов, требуют, чтобы и их показания учитывались», – рассказал Верховский.
В целом же он подчеркнул, что благодаря активному вмешательству общественности многие дела рассыпаются на досудебной стадии. Однако таких случаев сейчас все же меньшинство, ведь далеко не в каждом регионе у граждан есть возможность обратиться к правозащитникам. «Эта работа важна, поскольку если дело дошло до суда, то надежды на оправдание уже практически нет. Сейчас, по нашим исследованиям, половина дел по статьям о публичных высказываниях закрываются до суда. Но это в основном за счет того, что человек признал вину. Плюс немалое количество доследственных проверок, которые открываются по разным заявлениям, не приводят к возбуждению уголовного дела. То есть на этих этапах остановить все вполне можно, а вот после – шансов практически нет», – пояснил «НГ» Верховский.
комментарии(0)