Соратники арестованного Алексея Навального не ставят оппозиционные медиаресурсы на паузу. Кадр из видео YouTube
Либеральные партии и политики раскритиковали заявление президента Владимира Путина о смягчении пенсионной реформы. Сделан вывод, что власть все равно обманет, а потому протестные акции отменять нельзя. Эксперты отметили, что несистемная оппозиция ни в коем случае не откажется от эксплуатации этой темы, объединяющей большинство граждан страны.
Как заявил лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов, «выступление в роли «доброго царя», ратующего за народные интересы, не задалось». По его мнению, прежде всего, телеобращение президента показало, что все политические институты страны мертвы. Касьянов считает, что объявленный набор смягчений ничего в реформе не меняет по существу. При этом, отметил он, в предстоящие 7–8 лет у страны хватит средств на поддержание пенсионной системы с ежегодной индексацией пенсий.
Так что власти не стоило бы убеждать граждан в необходимости экономить на социальных расходах, к тому же объясняя это беспокойством о безопасности государства.
Член политкомитета «Яблока» Борис Вишневский выступил в том же стиле: «Сохранить некоторые льготы – и еще пара не очень важных предложений, мало что меняющих по существу. Но ни слова о том, что ошиблись. Ни слова – о собственной ответственности. Ни слова – о том, что можно было бы сократить расходы на оборону и опричников, уйти из Сирии и Украины».
Лидер Партии перемен Дмитрий Гудков полагает, что если бы не было падения рейтинга власти, все осталось бы по-прежнему. А всякие послабления «уменьшить возраст выхода на пенсию для многодетных матерей, дать льготы коренным народам Севера – это все предложения карманной думской оппозиции». Что же касается введения ответственности работодателей за увольнение граждан предпенсионного возраста, то Гудков уверен, что вместо «этих полицейских мер» давно можно было ввести экономическое стимулирование и работников, и работодателей.
Как заявил «НГ» лидер «Открытой России» Андрей Пивоваров, понятно, что «реформа, против которой выступает 95% населения страны, будет продолжена». Он настаивает: повышение пенсионного возраста в текущих условиях означает, что миллионы граждан будут лишены значительной части заработка, на который рассчитывали. «Прежде чем повышать пенсионный возраст, нужно было улучшать медицину, условия труда, а значит, найти для этого дополнительные ресурсы за счет безумных авантюр и проектов», – пояснил он.
Лидер движения «Солидарность» Илья Яшин заметил, что в любой сложной ситуации у власти есть любимый аргумент – оправдываться тяжелым наследием 90-х, хотя Путин уже давно руководит страной. Стало быть, вывод может быть только один: у страны неэффективный руководитель.
Алексею Навальному арест вовсе не помешал жестко заявить через Интернет: «Вас всех, дорогие друзья, ограбят немного меньше. Женщин, например, не на 1,5 млн руб. в среднем, а примерно на миллион». Сославшись на собственный соцопрос, он сообщил, что почти 84% действительно против реформы. При этом люди не просто абстрактно против, уже есть их вовлеченность в акции протеста.
Навальный уверен, что и арестовали его именно поэтому: «Потому и закрывают, что они там в Кремле видят плюс-минус те же самые цифры. Они увидели, что подавляющее большинство россиян против пенсионного грабежа, а половина настолько против, что готова на улицу выходить». Он призвал граждан усилить борьбу и обязательно идти на митинги. А соратник Навального Владимир Милов на главном YouTube-канале оппозиционера попытался показать, что никакого реального смягчения пенсионной реформы и не предвидится.
Политолог Андрей Колядин не сомневается, что «от критики пенсионной реформы как фактора, формирующего протестную среду в свою пользу, никто из оппозиции отказываться не будет». Сколько бы власть ни аргументировала свою позицию и насколько убедительно бы ни выступал президент, пояснил эксперт, «несистемная оппозиция в эти аргументы вслушиваться не будет». Колядин предположил, что тему пенсионной реформы несогласные станут эксплуатировать до принятия закона и даже чуть после этого – для поддержания своего оппозиционного имиджа.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что реакция оппозиции вполне понятна: политики обычно апеллируют к эмоциям. «Поэтому логично, что они предлагают и простые решения, например посчитать, сколько зарабатывают руководители госкомпаний, сколько стоят здания Пенсионного фонда и его автомобили», – сказал эксперт. Впрочем, Макаркин напомнил, что такое поведение характерно не только для России: «Оппозиции в этой ситуации главное набрать очки и поднять народ на протесты – и она грамотно пользуется тем, что народ возмущается социальном неравенством».
комментарии(0)