0
4321
Газета Политика Интернет-версия

28.10.2018 19:58:00

Патриотизм застрял в стенах Госдумы

За отсутствие любви к родине школьникам занижают оценки

Тэги: законопроект, патриотическое воспитание, путин


законопроект, патриотическое воспитание, путин Казачий генерал и депутат Госдумы Виктор Водолацкий (слева) пожаловался на «непатриотичное» поведение правительства. Фото PhotoXPress.ru

Президент Владимир Путин пообещал разобраться с затянувшимся согласованием законопроекта о патриотическом воспитании россиян. Госдума планировала рассмотреть его в осеннюю сессию, сразу после того, как его изучит правительственная комиссия. Однако в кабинете министров до сих пор тянут с определенным ответом. Эксперты «НГ» полагают, что  скорее всего проект и вовсе не станут рассматривать.

По словам казачьего генерала депутата Госдумы Виктора Водолацкого, именно отсутствие правительственного отзыва мешает нижней палате приступить к рассмотрению свода правил по патриотическому воспитанию граждан страны. Документ находится на Краснопресненской набережной уже длительное время, но окончательного решения по нему нет, доложил Водолацкий президенту на заседании Совета по межнациональным отношениям в Ханты-Мансийске. Путин пообещал ускорить этот процесс.

Напомним, что с 2016 года в России действует четырехлетняя госпрограмма патриотического воспитания, на которую выделено около 1,7 млрд руб. Однако ее реализация подвергается критике, например, секретарь Совбеза Николай Патрушев считает, что программа ориентирована «на количество проведенных мероприятий», а не на качественный рост числа российских патриотов.

Проблема еще и в том, что во многих регионах, допустим в казачьей Ростовской области, приняты собственные законы о патриотическом воспитании. 

А когда нет законодательного единообразия, чиновники начинают заниматься деятельностью «на свой вкус», что чаще всего приводит к самоуправству.

Между тем законопроект «Единой России», внесенный в ГД еще в прошлом ноябре, дает определения таким понятиям, как «патриотизм» и «отечество». В нем детально описан образ человека, по-настоящему любящего свою страну: например, он должен вести здоровый образ жизни и мечтать о многодетной семье. Предполагается, что «воспитанный патриот» положительно относится к труду и «имеет потребность трудиться на благо государства».

В качестве примера патриотического воспитания в проекте указаны и формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений, и повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам.

При этом депутаты ЕР отмечают, что меры, которыми россиянам прививается любовь к родине, не так важны, как их результат. Кстати, и сам Путин на прошлогодней встрече с классными руководителями российских школ подчеркнул, что получение знаний вторично по сравнению с воспитанием в детях патриотизма.

И видимо, администрации некоторых школ восприняли эти слова слишком буквально. Родители уже жалуются, что учеников, которые недостаточно наглядно демонстрируют любовь к родине, стали наказывать плохими оценками. В Интернете появилась масса гневных комментариев и петиции, где семьи пишут о пропаганде в школах. Допустим, в Саратове школьникам рекомендовали «в обязательном порядке» посмотреть прошлогодний фильм «Крым», где затронуты события 2014-го. А в Екатеринбурге физрук поставил двойку ученику, который не посмотрел по его совету другое кино – «Движение вверх» о выигрыше сборной СССР по баскетболу на Мюнхенской олимпиаде в 1972 году.

233-3-3_t.jpg
Пока федерального закона о патриотическом воспитании
 нет, отдельные школы придумывают его сами.
Фото РИА Новости

Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод рассказал «НГ», что сегодня принимается множество важных патриотических программ с большим финансовым обеспечением, «но эффект от них замечает не общество, а лишь те, кто пишет отчеты и кулуарно осваивает эти средства». По словам эксперта, любые программы должны иметь индикаторы оценки и механизмы общественного контроля за их реализацией, а иначе в них нет никакого смысла. Кроме того, как отметил Брод, ряд сюжетов отечественной истории до сих пор не имеют однозначного толкования, по-прежнему вызывая острые дискуссии: «Допустим, фигуры Ивана Грозного или Сталина – кто-то считает последнего эффективным менеджером, а кто-то – кровавым тираном. При таких вариативных подходах могут возникать конфликтные ситуации между педагогами и детьми или их родителями».

«Большую роль в патриотическом воспитании могут сыграть настоящие произведения искусства, вроде фильма «Брестская крепость», или фольклор народов России. Но даже если в школе будут учить правильным вещам, а на улице ребенок продолжит сталкиваться с хамством, бескультурьем, имущественным неравенством, несправедливостью и беззаконием, то грош цена будет всем усилиям педагогов. Сможет ли ребенок гордиться страной, которая живет не по законам, а по понятиям, где нет социальных лифтов, где не ценят талант и трудолюбие, где правосудие нередко носит заказной характер? Разумеется, нет. Поэтому лучший способ патриотического воспитания – это исправление существующих ошибок, а именно создание правового государства», – заявил «НГ» Брод.

Ту же позицию занимает и первый замглавы комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия»). По его словам, многие депутаты сегодня даже не интересуются судьбой проекта «ЕР», считая его ошибкой, не верят в его принятие из-за отсутствия в нем смысла. Эсэр убежден, что и в правительстве не станут поддерживать этот «пустой» документ, давая на него позитивный отзыв. Емельянов напомнил, что ранее кабмин уже высказывал недовольство этим проектом, который никаких новых мер не предусматривает и лишь копирует многие из «действующих образовательных стандартов».

«Скептическое отношение есть не к самой идее патриотизма, но нельзя его навязать законодательным путем. Никакие меры ни в школе, ни в семье не помогут, поскольку патриотизм определяется в первую очередь ситуацией в стране. Пока проводятся антинародные реформы, как заставить людей любить страну, в которой они разочаровываются? Разве что насильно и под угрозами санкций. В общем, это вопрос культурного и политического дискурса, а не вопрос регулирования», – заметил Емельянов. По его данным, правительство, чтобы не дублировать негативный отзыв, о законопроекте просто «забыло». «Разумеется, его не будут рассматривать в осеннюю сессию, да и вообще, я допускаю, что его придется отозвать», – заявил Емельянов «НГ».   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 25-28 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 25-28 ноября в зеркале Telegram

0
231
Россия и Казахстан подтвердили статус государств-союзников

Россия и Казахстан подтвердили статус государств-союзников

Виктория Панфилова

Владимира Путина тепло встретили в Астане

0
1685
Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
2301
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2660

Другие новости