0
6848
Газета Политика Интернет-версия

18.11.2018 21:07:00

Войска быстрого реагирования РФ не по карману

Укреплению мобильных возможностей резерва Главковерха мешают санкции и ограниченные возможности военного бюджета

Тэги: армия, мобильная компонента, вдв, аа, пво, про, оснащение

Все статьи по теме "Санкционные войны"

армия, мобильная компонента, вдв, аа, пво, про, оснащение Воздушно-десантным войскам необходимы сотни вертолетов. Фото РИА Новости

Минобороны РФ известило военных атташе, а значит, и всю мировую общественность, о дальнейших планах развития мобильной компоненты Российской армии. Как сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников, в перспективе в формирования Воздушно-десантных войск (ВДВ) войдут «подразделения армейской авиации (АА), противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), обладающие интегрированными возможностями по нанесению противнику поражения».

Подобные изменения, как известно, уже происходили в ВДВ. Полковник Александр Секачев, который долгое время служил в спецназе ВДВ, сообщил «НГ»: «Подразделения и части ПВО всегда находились и находятся по штату в составе воздушно-десантных соединений. Конечно, некоторые из вооружений ПВО, которые они применяют, устарели. И, как показал опыт Сирии, десантникам требуются более совершенные зенитные ракетные комплексы, а также средства ПРО. Эти средства ПВО-ПРО в мобильном варианте уже разработаны, проверены и могут быть интегрированы в автоматизированные системы управления войсками. Но их производство для поставок в ВДВ требует средств и времени».

Эксперт также отметил, что по этой же причине будет затруднено быстрое оснащение новыми вертолетами и подразделений армейской авиации. Винтокрылых машин не хватало еще во времена СССР. Но уже тогда (в 1960–1980 годах), по его словам, в качестве экспериментальных авиагрупп (отдельных вертолетных эскадрилий – ОВЭ) они штатно вводились в состав ВДВ. 

«Это было связано с тем, что военное руководство СССР увидело эффективность применения пехотных подразделений на боевых вертолетах армии США во Вьетнаме, а также в других горячих точках мира», – отмечает Секачев.

Эксперт напомнил, что важные боевые задачи с участием армейской авиации решались в 80-х годах в Афганистане не только соединениями и подразделениями ВДВ, но и в целом мотострелковыми войсками в составе десантно-штурмовых подразделений Сухопутных войск (СВ). Не случайно большинство дивизий СВ, дислоцированных в группах советских войск в Европе (ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии), также имели в своем составе ОВЭ.

Как рассказал «НГ» заслуженный военный летчик РФ, летчик-снайпер полковник Вячеслав Патенко, в составе каждой ОВЭ было около 20 вертолетов. По штату в эскадрилью входили два вертолетных отряда, в одном из которых находились транспортно-боевые Ми-8 (для десантирования личного состава), а в другом – ударные Ми-24 (для поддержки их действий с воздуха). В основном ОВЭ могла обеспечить действия мотострелковой или десантной роты, действующей в качестве тактического воздушного десанта, высаженного посадочным способом. Их применение было особенно эффективно в горно-лесистой местности, куда десантирование с самолетов затруднено.

«Не думаю, что только вертолеты вернутся в ВДВ. Скорее всего этот род мобильных войск вернет себе авиационные части, как было ранее, до 2010 года. И в составе этих авиационных эскадрилий будут военно-транспортные самолеты для обучения личного состава прыжкам с парашютом. А также будут вертолеты, в том числе военно-транспортные и боевые, для обеспечения действий подразделений ВДВ на тактическую глубину», – сказал «НГ» полковник Патенко. По его мнению, в РФ нужно наладить массовое производство авиационных машин, чтобы их можно было поставить в больших масштабах в войска, в том числе в ВДВ.

В 2010 году, по данным тогдашнего заместителя командующего ВДВ генерал-майора Михаила Левшунова, «в соответствии с директивой начальника Генштаба ВС семь авиационных эскадрилий ВДВ, оснащенных самолетами Ан-2 и Ан-3Д, были переданы в состав Военно-транспортной авиации ВВС России». По мнению бывшего командующего ВДВ, а ныне главы думского комитета по обороне генерал-полковника Владимира Шаманова, такое решение было ошибкой. Он, как и бывший командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов и другие военачальники, считает ошибкой, что решением тогдашнего министра обороны Сергея Иванова в 2003 году вся АА из состава Сухопутных войск была передана в структуры Военно-воздушных сил (сейчас они находятся в составе Воздушно-космических сил).

Ранее Шаманов уже заявлял, что к 2020 году «собственная и прежде всего армейская авиация будет опять возвращена в десантные войска». Как известно, в 2014 году с его участием в Минобороны активно обсуждалась идея создания в России войск быстрого реагирования (ВБР). И Шаманов отмечал, что уже тогда было принято «решение о создании в ВВС РФ 15 или 17 бригад армейской авиации». «Вместе с тем это не исключает, что в будущем, по мере формирования ВБР, основу которых составят ВДВ, такие структуры будут иметь непосредственно подчиненную боевую компоненту всестороннего обеспечения, в том числе армейскую авиацию», – сказал Шаманов. Тогда он отметил, что десантникам хотелось бы уже сейчас иметь структуры АА в составе десантно-штурмовых соединений, «но на сегодняшний день у государства нет для этого возможностей».

Вопрос в том, появятся ли возможности после 2020 года. Для создания и оснащения хотя бы 15 бригад АА (со штатной численностью 120–150 вертолетов в каждой) необходимо произвести как минимум 1800–2000 винтокрылых машин. Между тем в самый удачный для выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) по вертолетам 2016 год для нужд армии и флота было закуплено всего около 60 вертолетов. Если такими темпами перевооружать АА, потребуется как минимум 30 лет. Как известно, после 2016 года расходы на оборону в РФ уменьшились почти на треть. Другая проблема – санкции, введенные против РФ после 2014 года, когда Украина прекратила поставки двигателей для собираемых в России вертолетов Ми-8, Ми-38, Ми-28, Ми-26 и т.п.

Россия налаживает собственное серийное производство двигателей для оснащения этих вертолетов. Но объемы, конечно, не те, что были раньше, – всего несколько десятков в год. А для Ми-26 такой двигатель в стране еще даже не создали. Полностью дефицит в двигателях для собираемых в России многих типов вертолетов вряд ли в ближайшие годы можно будет преодолеть.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Ольга Соловьева

Новые рестрикции ограничат поставки отечественных энергоносителей на азиатские рынки

0
572
Монголия.  Митингующие добиваются отставки правительства

Монголия. Митингующие добиваются отставки правительства

0
262
Пашинян перестал скрывать отношение к России

Пашинян перестал скрывать отношение к России

Игорь Селезнёв

Ереван устремился в Евросоюз из-за Баку

0
677
Белоруссию предлагают сделать парламентской республикой

Белоруссию предлагают сделать парламентской республикой

Дмитрий Тараторин

Программы претендентов на президентский пост демонстрируют полярные подходы к будущему страны

0
585

Другие новости