Подразделения военной полиции РФ патрулируют сирийские районы близ границы с Турцией. Фото Reuters
Удар турецких войск по курдским отрядам самообороны (YPG), составляющим костяк поддерживаемых США «Сирийских демократических сил» (СДС), может начаться в любой момент. Об этом заявил турецкий лидер Реджэп Тайип Эрдоган после визита в Анкару помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Вашингтон предупредил Анкару о нежелательности борьбы против отрядов СДС, в том числе в районе Манбиджа, который совсем недавно еще контролировали американцы. Теперь же данную территорию начали контролировать подразделения российской военной полиции (ВП).
Налицо конфликт интересов, хотя Турция действия РФ не осудила, как, впрочем, и США. Таким образом, впервые в истории военного конфликта в Сирии произошел бескровный ввод подразделений ВП в бывшую американскую зону деэскалации. Это произошло после телефонного разговора главы Комитета начальников штабов Вооруженных сил США Джозефа Данфорда с начальником российского Генштаба Валерием Герасимовым.
8 января СМИ, ссылаясь на представителя российской ВП майора Юсупа Маматова, сообщили, что военнослужащие РФ приступили к патрулированию окрестностей сирийского Манбиджа близ границы с Турцией. Кстати, именно с Маматовым общался президент Владимир Путин, когда в декабре 2017 года на военной базе Хмеймим Верховный главнокомандующий присутствовал на церемонии вывода российской группировки войск из Сирии (в том числе подразделений ВП) в пункты постоянной дислокации.
Как сообщают отечественные государственные СМИ, «отныне подразделения российской военной полиции будут находиться в районе Манбиджа на регулярной основе». С точки зрения стабилизации обстановки в районе Манбиджа это, видимо, неплохо. Во-первых, тем самым Россия взяла под опеку лояльные американцам курдские отряды самообороны YPG. Во-вторых, она пока сдерживает возможное наступление турецкой армии на севере САР, о котором Эрдоган объявил накануне. Впрочем, как подчеркнул в среду глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, Анкара не «будет медлить с проведением антитеррористической операции на востоке Сирии».
Между тем фактически после ухода американцев из провинции Алеппо Россия, ничего не приобретя, еще больше завязла в сирийском конфликте. И продолжает тратить значительные материальные и военные ресурсы, поддерживая режим президента Сирии Башара Асада. По сообщениям из Дамаска, в дни новогодних праздников российская авиация нанесла несколько ударов по позициям непримиримых боевиков в провинции Идлиб. В этой провинции также находятся российские подразделения ВП. Кроме того, солдаты и офицеры ВП РФ осуществляют совместное патрулирование с силами ООН вдоль так называемой линии «Браво» – восточного предела демилитаризованной зоны у Голанских высот, на границе Сирии и Израиля. Силы ПВО России по-прежнему обеспечивают прикрытие российских объектов на Ближнем Востоке, а военные советники действуют в подразделениях сирийской армии.
На этом фоне очевидны внутриполитические проблемы Сирии, которые после разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) до сих пор не решаются. Новый спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен только планирует проведение раунда консультаций с заинтересованными сторонами. Никаких прорывных политических мероприятий по сирийскому урегулированию пока не планируется и по линии Астанинского процесса. Тем самым вольно или невольно создаются предпосылки для новых конфликтов и продолжения гражданской войны в Сирии. В то же время объявленный президентом США Дональдом Трампом вывод солдат Пентагона из Сирии, похоже, застопорился. В стране по-прежнему почти половина территории Дамаском не контролируется. И вряд ли возможный уход США из Сирии разрешит эту проблему.
Процессу стабилизации могло бы послужить начавшееся в связи с угрозой турецкой агрессии сближение руководства СДС с официальным Дамаском. Но, судя по заявлению представителя СДС Редура Халиля, переговоры с режимом Асада для достижения соглашения о будущем управлении курдскими территориями Сирии сильно затянулись. В СДС считают, что стране необходима новая Конституция, гарантирующая права курдов. Но Дамаск отрицает возможность построения страны на принципах федерализма и автономий. Это не устраивает не только руководство СДС, но и арабскую оппозицию, большинство которой составляют сунниты. Таким образом, сейчас ситуация в Сирии напоминает Украину 2014 года, когда отказ Киева от идеи федерализации страны привел к потере Крыма и масштабной войне в Донбассе.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Иванов считает, что «вопреки победным реляциям ряда зарубежных государственных деятелей предпосылок к восстановлению сирийского государства пока нет». По мнению эксперта, Башар Асад «оказался заложником своего алавитского клана, баасистской верхушки и иранских аятолл, которые панически боятся любых свободных выборов в стране и демократических перемен. Всех их устраивает вариант возврата к прежней полицейской модели государства и диктатуре». Иванов уверен, что удержаться у власти Асад «может только с помощью силовых структур, с опорой на иностранный шиитский легион и частные военные компании (по оценкам, свыше 80 тыс. «штыков»)». И, конечно же, с помощью России.
Полковник Армии США в отставке Дуглас Макгрегор в эфире телеканала Fox News заявил, что вывод американских войск из Сирии является «хитрым шагом», в результате которого Москва рассорится со своими союзниками в этом регионе. По мнению Макгрегора, Россия долгое время налаживала отношения с Турцией, Ираном и сирийскими повстанцами, а вывод американских войск вынудит ее делать выбор между этими политическими силами. «Мы должны как можно скорее уйти из Северной Сирии, потому что там находятся десятки тысяч турецких солдат, готовых напасть на курдов-террористов, которые атаковали в этом районе Турцию. Мы вынудили сирийское правительство вступить в этот район, а сами уходим. России придется сделать выбор. Если она впустит Турцию на территорию Сирии, то потеряет влияние на сирийцев и иранцев», – считает отставной военный.
комментарии(0)