Прежний лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев (слева) вынужден был в очередной раз передать руководство Партией перемен в руки Дмитрия Гудкова. Фото со страницы Николая Алексеева в Facebook
Партия «Гражданская инициатива» (ГИ) направит в Минюст документы на перерегистрацию уже 4 марта. Помимо смены названия на Партию перемен (ПП) прошедший съезд подтвердил избрание Дмитрия Гудкова лидером политструктуры и утвердил исправленный по требованию властей устав. При этом существенно изменена и программа обновленной партии. За основу были взяты тезисы президентской кампании Ксении Собчак, из которых после бурных дискуссий убрана почти вся социально-экономическая конкретика. Зато был расширен политический раздел программы. Утверждение нового имени, по информации «НГ», опять не обошлось без споров.
Гудков пояснил «НГ», что в принципе съезд ГИ правильно было бы назвать техническим. «По сути, мы повторили решения, которые уже были приняты год назад, с учетом требований Минюста, который не захотел признать таких же предыдущих решений», – отметил он.
Зато у актива партии, по его словам, появился повод еще раз собраться в Москве. И опять проголосовать и за смену названия, и за нового лидера партии, то есть за самого Гудкова, и, конечно, за обновленный в соответствии с поправками Минюста устав. Гудков, кстати, напомнил, что ГИ существовала с прежним уставом на протяжении шести лет, выдвигала на его основе кандидата в президенты – и ни у кого не было к документам никаких претензий. Политсовет вновь утвержден во главе с Андреем Нечаевым – прежним лидером ГИ.
«Посмотрим, что ответит Минюст, какие он представит комментарии и аргументы», – заметил Нечаев. По его словам, если ответ Минюста опять будет отрицательным, то ГИ просто останется с регистрацией под старым брендом. И очевидно, именно в таком виде будет осенью принимать участие в выборах – в основном муниципальных, а в отдельных регионах, например в Туве, – и заксобраний. Кампаниям по избранию губернаторов и мэров городов внимания будет уделено гораздо меньше.
Нечаев напомнил «НГ», что нынешний съезд был своего рода юбилейным – ГИ была основана 2 марта 2013 года. В этот раз помимо руководящих органов партии в зале собрались еще и 54 делегата из регионов – по одному из каждого субъекта РФ. Нечаев подтвердил «НГ», что четвертый по счету съезд партии прошел в жарких дискуссиях. Многочасовые споры вызвали вовсе не корректировки устава, продиктованные сверху, а переименование и принятие новой программы. При этом Гудкова избрали лидером без каких-то больших споров.
«Переименование партии и в прошлый раз мы провели только с третьей попытки, в этот же раз во время выступлений 40% было против нового названия, но уже во время голосования противников осталось всего около 20% присутствующих. Изначально же на переименовании настаивала Ксения Собчак, которая должна была стать сопредседателем партии, это название придумала она же», – подчеркнул Нечаев.
Он отметил, что самой Собчак на субботнем съезде не было: она находилась в Петербурге по делам – возможно, и предвыборным.
Партия перемен приобрела новое название и программу лишь после проведения многочасовых дискуссий. Фото со страницы Дмитрия Гудкова в |
При этом на съезде предлагался и вариант совмещенного названия – ГИ–ПП, сторонником которого как раз и выступал сам Нечаев. Белковский же, по его словам, предложил назвать политструктуру Партией свободы.
Но еще более бурные споры, как выяснила «НГ», возникли вокруг программы. По мнению Нечаева, «у Минюста в принципе не может быть претензий к ней, но почему-то ведомство решило, что раз оно утверждает новое название, то должно утвердить и новую программу». То есть процедура предполагается такая же, как при первичном учреждении партии, хотя на июньском съезде ГИ вопрос о программе не поднимала, а регистрирующее ведомство ничего о ней не говорило.
Поскольку в партию вступило много молодежи, особенно из Москвы и Питера, заметил Нечаев, делегаты решили, что старая программа слишком сложна, ее было решено сократить. Например, убран полностью раздел «Россия в тупике» – с анализом экономической и политической ситуации в стране, а также раздел «Межнациональные отношения» – из-за того, что сегодня много дел по экстремизму фабрикуются за, казалось бы, обычные слова.
В общем, за основу новой программы в итоге был взят документ с президентских выборов. «Эту программу Собчак и я писал в том числе, но в ней другая стилистика – и вот уже ее корректировали, убирая все спорные моменты. Там теперь меньше экономическая часть, меньше конкретики и все более обтекаемо, а больше говорится о политических реформах и гражданских институтах», – сообщил Нечаев. Он подчеркнул, что итоговые решения по программе принималось в спешном порядке, целые разделы и любые спорные моменты вырезали прямо в зале заседания съезда. «В итоге программа получилась куцая, оставлены в основном общие направления развития страны», – заявил он.
Например, в программе по-прежнему прописано, что должно быть перераспределение бюджета в пользу регионов, что нужно снизить нагрузку на бизнес, что должно быть уважение частной собственности, – но нет конкретных предложений насчет того, как всего этого достичь. Или, скажем, вырезано предложение по механизму сбора налогов, но оставлено требование о необходимости их снижения.
По словам Гудкова, ПП вообще изначально не собиралась менять программу, но, поскольку на ее переутверждении настаивал Минюст, это пришлось сделать. «Поэтому мы поменяли много формулировок и прямо на съезде внесли кучу правок. Например, убрали раздел «Наказание за мыслепреступления» – понятно, что мы это осуждаем, но во избежание двоякого толкования вычеркнули. Мы вообще выкинули все пункты, за которые нас можно было бы притянуть». Как пояснил Гудков, более четко прописано требование о парламентской республике, внесен написанный им раздел «Смешанная связанная система выборов», в результате которой не суммируются мандаты по списку и округам, а в отдельных округах разыгрывается по два-три мандата. В программе появились разделы по парламентскому контролю над правоохранительными органами, политическим и экономическим реформам, ограничению президентских полномочий в пользу парламента.
При этом Гудкова продолжает беспокоить позиция Минюста. По его мнению, раз у него вдруг возникли претензии к тому уставу, по которому партия выдвинула в президенты Собчак, то «может так случиться, что Минюст вообще решит партию закрыть по политическим мотивам». Например, аргументировав это таким формальным поводом: мол, «нарушаем закон, подавая неправильно оформленные документы».
комментарии(0)