Фото агентства городских новостей "Москва"
Правозащитники пожаловались властям на использование сотрудниками колоний социальных пирамид криминального мира. Например, если заключенный чем-то не угодил тюремщику, то его могут насильно превратить в «опущенного» или же договориться об этом с воровскими авторитетами. Бывшие сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) считают, что рост насилия в пенитенциарной системе – это следствие деградации значительной части личного состава ведомства.
Как известно, в Интернете появилось видео, на котором сотрудники одной из ярославских колоний проводят в отношении заключенного некий ритуал «опускания». По словам правозащитников, практика разделения зэков на пресловутые «масти» существует давно.
Но если раньше этот воровской обычай касался лишь осужденных по ряду «нехороших» статей, то теперь уже сами тюремщики применяют его против тех, кто отказывается с ними сотрудничать.
По информации «НГ», инициативной группой правозащитников подготовлено обращение в Минюст, Генпрокуратуру и правительство, в котором утверждается, что в местах заключения сложилась социальная пирамида, наверху которой – представители верхушки криминального мира, или так называемые «положенцы», а также «смотрящие» от тюремной администрации. И те, кто отказывается подчиняться их правилам, в том числе и выполнять негласные указания тюремщиков, чаще всего оказываются внизу этой пирамиды, в касте «опущенных». Обычно это достигается через сексуальное насилие или какие-то другие показательные унижения.
То есть если раньше было противостояние между оперативными службами ФСИН и воровской властью в колониях, а сами они разделялись на «красных» и «черных», то теперь получается прямо какое-то сотрудничество. «Непослушных зэков ждет этапирование в подготовленные для «ломок» тюрьмы, где их путем унижений, изнасилования и видеосъемок данных процессов переводят в низшую касту», – говорится в обращении правозащитников.
По данным проекта Gulagu.net, в среднем на сотню сидельцев в отряде колонии приходится два-три человека с низшим статусом, при этом процент смертности среди них значительно выше среднего. Как рассказал «НГ» правозащитник Владимир Осечкин, дело в том, что «опущенным», или, по-другому, «нерукопожатным», достается больше остальных: у них отнимают почти все деньги, заставляют выполнять самую грязную и унизительную работу, в том числе и для сотрудников колоний.
Правозащитник настаивает, что для искоренения такой практики должно быть «последовательное привлечение к ответственности всех лиц, причастных к системным унижениям в местах принудительного содержания». По словам члена Общественного совета ГУФСИН Ростовской области Елены Елисеевой, такими методами сотрудники порой подрабатывают на следствие, содействуя в выбивании показаний, принуждая подследственных «к самооговорам и лжесвидетельству в отношении третьих лиц».
Одно из предложений, высказанных в обращении, – «запретить следователям, прокурорам и оперативникам ФСБ, МВД направлять какие-либо поручения во ФСИН в части проведения какой-либо оперативной работы в отношении следственно-арестованных и осужденных». Что же касается наказания тех, кто применяет к заключенным такие «воровские обычаи», то оно предлагается максимально суровое. «За пытки и сексуальное насилие или угрозу его применения предусмотреть лишения свободы сроком от 10 до 20 лет», – говорится в обращении правозащитников.
Есть в обращении и такое предложение, как проведение поголовного опроса тюремщиков с применением полиграфа «на предмет разделения ценностей и так называемых «воровских понятий», использования криминальной субкультуры в работе и соучастия в «опускании» и унижении заключенных». При этом всех, кто окажется замешан в таких грубейших нарушениях прав человека, необходимо увольнять с госслужбы по дискредитирующим основаниям, настаивают правозащитники.
Как пояснил «НГ» бывший замначальника управления кадров ФСИН РФ и экс-глава УФСИН по Калининградской области Спартак Круглов, добросовестных сотрудников под надуманными предлогами выдавливают из системы, а тех, кто демонстрирует преданность руководству, напротив, продвигают по службе. «В результате вместо серьезной оперативной работы, которую могли бы вести профессионалы, некомпетентные работники идут самым простым путем грубого насилия и унижений. Сотрудники службы дорабатывают за следователей, из Главного оперативного управления ФСИН на места постоянно спускаются негласные указания по необоснованному ужесточению режима и проведению различных мероприятий, направленных на подавление воли осужденных», – заявил Круглов.
комментарии(0)