Глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков продолжает курировать региональную сеть. Фото со страницы Леонида Волкова в Instagram
Оппозиционер Алексей Навальный опирается в регионах на 37 своих штабов, каждый из которых одновременно действует и по местной повестке, и продвигает общие задачи, поставленные лидером. Такова суть отчета, который к годовщине выхода из президентской кампании сделал прежний глава федерального штаба Навального Леонид Волков. При этом он не стал скрывать, что при наличии финансовых ресурсов работающая ныне в фоновом режиме сетка может быть быстро восстановлена в прежнем, а то даже и в большем масштабе.
Волков напомнил, что 19 марта 2018 года навальнисты встали перед проблемой – что же теперь, по завершении президентских выборов, делать с той общефедеральной сетью штабов, которую удалось создать за предельно короткое время?
«Было ясно: закрывать штабы нельзя, слишком много сил вложено в построение сети, слишком важны они для протестного движения в своих городах; надеждой, точкой консолидации, местом силы для очень многих они являются», – напомнил Волков. И теперь он с полной уверенностью заявил, что тогда был найден наиболее правильный выход. Конечно, признал Волков, часть штабов из-за нехватки финансирования пришлось закрыть. Впрочем, заметим, это еще слишком мягко сказано – вряд ли можно говорить слово «часть», если из более чем 80 тогдашних штабов сейчас осталось только 37.
Однако, подчеркнул Волков, сейчас штабы действуют во всех без исключения городах-миллионниках. Если же ситуация с деньгами хотя бы немного улучшится, то штабов сразу же станет уже 45–50 – во многих местах продолжают действовать достаточно сильные группы сторонников Навального. И глава его федерального штаба напомнил, что вся эта инфраструктура оппозиционера прошла не только серьезные внешние испытания – давление властей, штрафы, аресты и даже уголовные дела. Был произведен и жесткий внутренний отбор: штабы создавали собственные проекты, а потом защищали их – прямо как настоящие бизнес-планы перед собранием инвесторов.
И в результате, подчеркнул Волков, теперь каждый из штабов ведет каналы на YouTube, занимаясь местной протестной повесткой, но одновременно они работают и на такие общефедеральные проекты Навального, как «Умное голосование» и «Профсоюз». Напомним, что первый проект представляет собой создание горизонтальной сети избирателей, которые на любых выборах будут готовы голосовать за тех кандидатов, на которых им укажет Навальный. Последний при этом обещает, что гражданам будут предлагаться самые сильные или перспективные из них, но даже среди несистемной оппозиции в это мало кто верит. Второй же проект – это информационная атака на майские указы президента, утвердившие жесткие планки зарплат двух главных категорий бюджетников – медиков и преподавателей. Навальный намерен доказывать на примерах конкретных людей, что власти эти указы не выполняют.
Что же касается местной повестки, то, по словам Волкова, она проводится в русле той деятельности, которой всегда занимался Навальный и его Фонд борьбы с коррупцией (ФБК). Вот и региональные штабы проводят многочисленные расследования и делают важные разоблачения, на многие из которых власти вынуждены реагировать. Например, челябинский штаб почти целый год целенаправленно занимался различными делами, в которых вроде бы как был замешан тогдашний губернатор Борис Дубровский. Так что его отставку, случившуюся 19 марта, навальнисты, по их мнению, вполне законно ставят в заслугу именно себе. Понятно, что такая тактика для любых оппозиционеров является самой обычной. Проблема только в том, что сторонники других партий, да и большинство обычных граждан, чаще всего с этим не согласны.
Тем не менее стоит признать, что деятельность штабов Навального региональные власти все-таки несколько беспокоит, а иначе в Интернете не было бы столько черных публикаций, направленных против них. Общий тон всех этих материалов такой – навальнисты приписывают себе чужие заслуги, работают исключительно за деньги, а как только их становится меньше – тут же разбегаются по другим оппозиционным организациям. Факты перехода, скажем, в «Открытую Россию» Михаила Ходорковского действительно имеют место.
комментарии(0)