1
3625
Газета Политика Интернет-версия

24.03.2019 19:13:00

Европа опять вступилась за иностранных агентов

Российские НКО не понимают, как им узнать о зарубежных источниках финансирования

Тэги: нко, некоммерческие организации, финансирование, заграничные спонсоры, минюст


нко, некоммерческие организации, финансирование, заграничные спонсоры, минюст Фото с сайта Общенационального союза некоммерческих организаций /rosnko.ru

Венецианская комиссия Совета Европы (ВК СЕ) подготовила доклад о финансировании некоммерческих организаций (НКО). Ряд стран, в первую очередь Россия, обвинены в дискриминации НКО и чрезмерном контроле за теми из них, кто имеет заграничных спонсоров. В резолюции ВК СЕ указывается, что общественные структуры могут брать деньги из-за рубежа для отстаивания важнейших политических тем.

Представители отечетвенного «третьего сектора» озабочены очередным ужесточением правил финансовой отчетности. НКО ждут разъяснений от Минюста по поводу обязанности сообщать о деньгах и имуществе, поступивших в том числе от российских юрлиц, если те, в свою очередь, получили эти средства из-за рубежа.

По информации «НГ», НКО не могут понять, как соблюсти эти требования, которые в нынешнем виде выглядят неисполнимыми. Во-первых, эти юрлица не обязаны сообщать НКО об источниках своего финансирования, во-вторых, не ясно, о каких конкретно источниках может идти речь. Однако теперь ни одна НКО не может быть уверена, что сообщает о себе властям достоверную информацию.

НКО уже попросили Минюст уточнить формулировки его приказа, но ведомство ответило, что оно лишь исполняет нормы закона. А в нем, мол, четко говорится, что «иностранные источники финансирования» – это средства, полученные не только напрямую, но и от третьих лиц. Так что общественники, видимо, будут обращаться к законодателям с предложением о соответствующих поправках в закон об НКО.

ВК СЕ в докладе о неверной интерпретации рядом стран европейских норм по деятельности НКО раскритиковала Россию за намеренную дискриминацию этих структур «с целью воспрепятствования их иностранному финансированию по политическим мотивам». В документе указано, что право НКО на поиск и сбор средств, в том числе и за рубежом, является «неотъемлемой частью» их свобод. И это, дескать, закреплено в Европейской конвенции о защите прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

Так что ВК СЕ негативно оценила нынешнюю редакцию закона и особенно термин «иностранный агент», который «носит негативный оттенок, что не согласуется с принципами демократического общества». Претензии высказаны и к размытым формулировкам «политическая деятельность» и «формирование общественного мнения».

Ограничение же иностранного финансирования допустимо лишь в случае реальной, а не гипотетической угрозы от той или иной НКО, отмечается в докладе. «Государства должны воздерживаться от негативных кампаний и наложения на такие НКО ярлыков, которые могут вызвать недоверие к ним и препятствовать их законной деятельности. Напротив, доступ к финансированию для ее осуществления власти должны облегчать», – говорится в рекомендациях ВК СЕ.

Там считают, что любые ограничения прав НКО должны быть основаны на предварительной оценке риска, «указывающей на правдоподобные доказательства достаточно непосредственной угрозы государству или демократическому обществу». Абстрактные же формулировки вроде «обеспокоенность общественности» и «подозрения» в отношении законности финансирования их не оправдывают. «Любая заявленная законная цель ограничения иностранного финансирования должна быть конкретной и доказательной», – считает ВК СЕ.

При этом различия в правилах отчетности и раскрытия информации между структурами гражданского общества и бизнеса также должны быть объективно обоснованы. ВК СЕ рекомендует, что, скажем, в целях борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег можно ввести требование к НКО предоставлять отчетность госорганам. Но эти данные не должны быть публичными, поскольку общественность в отличие от власти не занимается этой борьбой, а потому необязательно должна иметь доступ к таким отчетам.

И, конечно, незаконными названы ограничения для НКО, мотивированные их политическими целями. Как считают в ВК СЕ, правовое регулирование не должно «ущемлять демократические права отдельных лиц выражать свое мнение, проводить правозащитные мероприятия и кампании за политические перемены».

Так что единственной законной целью для получения обществом финансовой информации об НКО может быть обеспечение прозрачности влияния «лоббистских групп на процесс формирования политических институтов и принятия решений». Но если признавать, что НКО занимаются лоббизмом, то тогда данное понятие необходимо определить в законе, а в РФ такого нет.

Также в документе отмечено, что нарушения, связанные с обязательствами НКО по представлению докладов или раскрытию информации, не могут квалифицироваться как «серьезные проступки». И тем более они не должны приводить к их ликвидации.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Иван Родин

Госдума рассматривает закон об ограничении права собственности 500 человек

0
2560
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
2483
На выборах прогнозируют 90% за Лукашенко

На выборах прогнозируют 90% за Лукашенко

Дмитрий Тараторин

Рейтинг доверия действующего президента заставляет конкурентов сходить с предвыборной дистанции

0
2437
Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

0
1053

Другие новости