Верховному суду предстоит оценить правомерность региональных уточнений госпрограммы по приему соотечественников. Фото с сайта www.vsrf.ru
Ряд регионов не принимает в состав участников программ по переселению соотечественников лиц, достигших предпенсионного возраста. Объясняется это нежеланием обеспечивать старость людям, которые всю жизнь платили налоги в других государствах. Правозащитники считают это дискриминацией, которая противоречит Конституции. 11 апреля один из отказов будет рассмотрен в Верховном суде (ВС).
ВС рассмотрит жалобу правозащитников из Калужской области на введенные там «пенсионные» ограничения для переселенцев, пытающихся получить гражданство в упрощенном порядке. За последние несколько лет такие нормы появились в программах уже 11 субъектов РФ. Региональные власти прописали дополнительный критерий «несоответствия» в отношении женщин старше 55 лет и мужчин старше 60. Из-за этого утвержденной на федеральном уровне госпрограммой не могут воспользоваться тысячи человек, многие из которых давно переехали в Россию.
В Калужской области в программу не пустили учительницу английского языка из Луганска, поскольку ей исполнилось 55 лет. Однако чуть ранее свидетельство об участнике программы получила 58-летняя жительница Украины, которая, правда, пенсию будет получать на родине. «Пенсионеров перестали принимать в программу, то есть, введя это унизительное ограничение, людям говорят, что они никуда не годны», – сказала «НГ» правозащитница Татьяна Котляр. По ее словам, происходит это не в единичных случаях, идут массовые отказы, которые «нарушают Конституцию, поскольку речь идет о дискриминации по возрастному принципу». В Основном законе также говорится, что регионы не могут принимать нормы, ухудшающие положение граждан по сравнению с нормами федеральными.
«Если бы президент не хотел принимать пенсионеров в программу переселения, он бы так и написал в своем указе», – заявила Котляр. И действительно, именно президент Владимир Путин утвердил Концепцию миграционной политики до 2025 года, суть которой заключается в собирании в пределах границ РФ максимально возможного числа представителей «русского мира». Но данные с высоких трибун обещания по мере приближения к реальности трансформируются.
Котляр пояснила «НГ», что на местах чиновники якобы недовольны, что выплачивать пенсии придется людям, которые отчисляли налоги в казну других стран. Она такой подход отвергает: во-первых, средства на пенсии идут из Пенсионного фонда РФ, а не региональных бюджетов, а во-вторых, речь идет в основном об украинских беженцах, которые уже живут в РФ. Многие из них получили вид на жительство, который дал им право на пенсию, другие же имеют возможность на него претендовать. Котляр напомнила, что переселенцы обязаны устраиваться на работу, а следовательно, до выхода на пенсию будут платить в РФ налоги и взносы.
Согласно постановлению правительства, регионы должны согласовывать свои программы с МВД «на предмет соответствия» с федеральной госпрограммой. Однако правозащитники заметили, что дополнительные критерии регионами вводятся после утверждения в Москве своих документов. По словам Котляр, «федеральным Центром утверждается одна программа, но на практике действует немного другая». Она напомнила, что около двух лет назад ВС рассматривал похожий случай, когда в Чувашии в программу переселения перестали принимать соотечественников без высшего образования. Тогда это требование было признано незаконным.
Завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева отметила, что есть несколько правительственных документов, где говорится, какие позиции должны быть отражены в региональных программах. «Но нигде не сказано, что региональная программа может предъявлять требования к свойствам соотечественников, будь то профессиональные или возрастные параметры», – подчеркнула эксперт. «Также и в последней версии постановления правительства «О порядке согласования проекта региональной программы» от 2018 года нет ни одного положения, которое бы развязывало руки регионам. В федеральной программе четко определено, что соотечественник – это тот, кто попадает под определение соответствующего закона. Он подписан президентом, так что все остальное, что придумывают регионы, незаконно», – подчеркнула Докучаева.
Однако, по мнению члена Общественной палаты Москвы Ольги Кирилловой, которая еще недавно возглавляла Главное управление по вопросам миграции МВД РФ, миграционная политика должна в первую очередь работать в интересах россиян. Поэтому в каждом регионе свое видение целесообразности, исходя из которого субъекты либо вводят, либо отменяют критерии приема в программу. ВС, по ее словам, предстоит найти золотую середину.
Кириллова нынешнюю ситуацию считает неоднозначной: «Если полностью снимем ограничение, а в законе не получится сделать отдельные условия для украинцев из зоны конфликта, получим рост нагрузки на бюджет». Она напомнила, что недавно был принят закон, позволяющий президенту определять категории приезжих, которые могут получить гражданство в особом порядке, так что именно для таких категорий соотечественников им и можно было бы воспользоваться.
комментарии(0)