Власти препочитают предоставлять для протестных акций площадки на окраинах городов. Фото с сайта www.svoboda.org
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) собирает предложения по корректировке законодательства о митингах. Замысел в следующем: надо сделать закон таким, чтобы региональным властям нельзя было вводить дополнительные требования к гражданам для осуществления ими в протестных целях конституционного положения о свободе собраний. Сейчас во многих субъектах Федерации провести согласованную акцию в центре населенного пункта для оппозиции практически нереально.
Хотя ужесточение региональных законов о митингах по сравнению с федеральными нормами в принципе противоречит Конституции, на местах продолжают вводиться новые ограничительные и просто репрессивные меры.
В одних субъектах РФ сокращается допустимое количество протестующих даже на специально отведенных площадках, в других – расширяется список мест, где проведение акций запрещено. В ряде регионов вводится и некая процедура «информирования» властей об одиночных пикетах, которые не подпадают под уведомительный порядок. При этом речь идет о подаче фактически той же самой заявки на согласование акции.
«НГ» уже писала о новых ограничениях в правилах проведения одиночных пикетов – когда организаторов обязывают согласовывать место и время с администрацией (см. «НГ» от 21.03.19). Проект «ОВД-Инфо» выявил как минимум 12 регионов, где местные требования к публичным мероприятиям не соответствуют федеральным. Напомним, что к Минюсту с заявлением о необходимости скорейшего наведения порядка в этой сфере уже обратилась КПРФ. «Практика согласования протестных акций во многих субъектах РФ, по сути дела, сводит конституционное право граждан к нулю», – в свою очередь, считают в СПЧ.
Правозащитники считают, что смогут добиться реформирования законодательства, тем более что такая возможность уже обсуждалась на декабрьской встрече СПЧ с президентом. Глава государства был не против корректировок, отметив, что «надо подумать и взвешенное решение принять».
Как пояснил «НГ» член СПЧ Илья Шаблинский, в регионах почти повсеместно «специально отведенные места» для митингов оказываются на далеких окраинах или в заброшенных промзонах, то есть там, где протеста оппозиции никто не увидит. Власти между тем пока не проявляют желания менять ситуацию к лучшему. Например, Шаблинский рассказал о недавнем обращении СПЧ к главе Самарской области Дмитрию Азарову об отмене постановления, которое исключило из перечня «гайд-парков» все площадки в центре города. Однако положительной реакции губернатора не последовало.
На днях в СПЧ обратилась координатор штаба Алексея Навального в Уфе Лилия Чанышева с предложениями по коррекции законодательства Башкирии. Она сослалась на свой пример – мол, ей пришлось отбыть в общей сложности более 30 суток ареста за участие в акциях, «согласовать которые было практически невозможно». Власти республики, к примеру, запретили митинговать «на территориях организаций образования, здравоохранения, санаторно-курортных организаций, организаций социального обслуживания, а также на территориях, прилегающих к ним на расстоянии до 100 м». Поскольку таких объектов в центрах населенных пунктах большое количество, то получается, что оппозиции поневоле приходится перебираться на окраины.
По мнению Шаблинского, предложения Чанышевой «очень толковые» – и СПЧ готов отразить их в обобщенных рекомендациях для всех регионов. В них предполагается решить и проблему отказа местных чиновников предоставлять видеозапись подачи уведомлений на акции в случае споров, кто из организаторов подал заявку раньше. В документе предлагается предусмотреть, что «при определении очередности использования специально отведенных мест исходя из времени получения уведомления использовать видеозапись органа, получившего уведомление, или организатора, подающего уведомление».
Есть и предложение отменить подачу уведомлений на митинги, пикеты, собрания, демонстрации и шествия, которые проводятся в специально отведенных для этого местах. Сейчас если все такие площадки вдруг оказываются занятыми, то власти предлагают подать заявку на какой-нибудь другой день. Однако в СПЧ допускают «введение прямого запрета на перенос даты и дня проведения публичного мероприятия».
СПЧ, возможно, вернется и к прежним предложениям об изменении порядка установления ответственности за участие в несогласованных акциях или прочие нарушения на митингах. Например, есть идея обязательно приобщать к делам видеозаписи, поскольку полицейские в случае массовых задержаний оформляют протоколы уже в отделениях по рапортам коллег, проверить достоверность которых затруднительно.
Шаблинский, кстати, напомнил, что в конце января Верховный суд вынес определение на жалобу жительницы Твери по ограничениям для одиночных пикетов, указал, что субъект РФ вправе ограничивать места проведения только тех мероприятий, на которые подаются уведомления. Одновременно признано недействующим и положение регионального закона о запрете пикетирования у зданий администрации. Однако, отметил Шаблинский, подобные ограничения для пикетов существуют еще в десятке регионов.
Впрочем, в СПЧ, как выяснила «НГ», есть несколько подходов к решению проблемы различных трактовок права на свободу собраний. Например, глава Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что необходимо поступить так, как это было сделано с совершенствованием избирательного законодательства. То есть надо создать рабочую группу при администрации президента, включив в ее состав представителей СПЧ, экспертов, законодателей.
«Усиливать репрессивные меры в законодательстве опасно, общество и так перегрето», – отметил он. Поэтому действительно следует провести ревизию регионального законодательства об одиночных пикетах для выявления разночтений с федеральным. «Региональные омбудсмены, общественные палаты, советы по правам человека при губернаторах должны направить свои предложения по совершенствованию законодательства, начать мониторинг массовых акций и возможных злоупотреблений правоохранителей», – сказал «НГ» Брод. Но при этом он напомнил, что «на этой теме сидит немало провокаторов, которые используют протестные настроения для своего политического пиара, дискредитации власти, создания конфликтных ситуаций».
комментарии(0)