Яблочник Максим Кац уверен, что скверы и скамейки интересуют людей больше, чем борьба оппозиции с партией власти. Фото со страницы Максима Каца в Twitter
Как выяснила «НГ», петербургские команды демократов решают, нужен ли для местных выборов общеполитический лозунг. Например, о необходимости отнять у «Единой России» монополию на муниципальный фильтр. В штабе Алексея Навального считают, что кампанию нужно политизировать. «Яблоко» под руководством Максима Каца предпочитает не вступать в такое противостояние с властью. «Объединенные демократы» Андрея Пивоварова позицию еще не выработали. Есть лишь понимание, что надо все-таки более тесно координировать усилия. К примеру, уже ведется обсуждение совместной первомайской акции.
От источника в петербургском «Яблоке» «НГ» узнала о подготовке на 1 мая объединенной акции демократов.
Ее основным лозунгом как раз и может стать призыв к горожанам поддержать оппозицию в борьбе «против монополии партии власти».
Отметим, что в случае согласования акции властями она станет уже не первым общим публичным мероприятием оппозиции (см. «НГ» от 17.03.19). Но если 24 марта митинг «Петербургу – свободные выборы!» был приурочен к исторической избирательной кампании 1989 года, то сейчас манифестация должна пройти по современной политической повестке.
Оппозиционеры при этом продолжают усиливать подготовку к муниципальным выборам в Петербурге, но вот к ним никакой общей позиции пока не выработано. В первую очередь нет публичных заявлений, что все три команды демократов нацелены на одно – перехват у ЕР возможности по контролю за муниципальным фильтром. Вместо этого штабы выдвигают кандидатов, которые готовы говорить лишь о конкретных проблемах того или иного района. Например, «Яблоко» проводит кампанию за преображение города в лучшую сторону. На днях Кац, скажем, начал сбор денег на новый проект «Лавочки Петербурга». Его – цель показать людям, что скамеек на улице должно быть много, это очень удобно – и необходимо заставить власти взяться за эту работу. Пока из необходимых 100 тыс. руб. Кацу удалось собрать чуть более 17 тыс.
Как пояснил «НГ» сам Кац: «Мы собираем деньги не на то, чтобы лавочек понаставить в городе и чтобы люди на них сели, а затем, чтобы объяснить людям, зачем Петербургу нужны лавочки. Мы поставим две-три скамейки без всяких разрешений, проведем фото и видеосъемку, спросим мнение людей. Петербургу нужны тысячи лавочек, понятно, что самовольно это не сделаешь, но важна демонстрация проблемы».
Возможно, лавочки Каца действительно пугают власть, а иначе против его проекта в Интернете не появились бы фейковые аналоги. Так, в Facebook открыта страница под названием «Сила преображения», стилизованная под яблочный сайт «Преображение Петербурга». Кац отметил, что фейковые страницы всегда на первый взгляд выглядят прилично, но временами на них появляются посты, вызывающие возмущение у сторонников партии. «Например, нас пытаются поссорить со штабом Навального, пишут всякие гадости про них от нашего лица», – сообщил он. «Яблоку» даже пришлось выпустить специальное заявление, фактически обвинив в появлении фейка власти Петербурга.
Кац пояснил, что поскольку еще есть надежда на объединенный список демократов, то общим заголовком кампании как раз и станет сам бренд «Яблока» и его «Штаба преображения Петербурга». А лозунги против ЕР, по его мнению, неэффективны, поскольку людям важнее, за что выступает кандидат, то есть какие выгоды получат избиратели.
Пивоваров, в свою очередь, сказал «НГ», что в принципе идея единого позиционирования хорошая – и цель разбить монополию ЕР как раз есть, но помимо этого должна быть и понятная избирателю повестка по волнующим его локальным проблемам. «Это важнее и болезненнее для власти, чем общеполитический посыл», – заявил Пивоваров, уточнив, что некий общий слоган против ЕР оппозиция, конечно, еще будет обсуждать.
Координатор кампании от штаба Навального Александр Шуршев заявил «НГ», что как раз контрпозиционирование ЕР и станет основным месседжем кампании. «Мы пойдем на выборы, чтобы победить монополию ЕР, встать на сторону жителей. Если коллеги по оппозиции нас поддержат, то мы будем рады», – подчеркнул он.
Однако эксперты в целом высказались за правоту яблочников, а не навальнистов. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Если оппозиция начнет общую кампанию против монополии ЕР, а та вдруг прикроется самовыдвиженцами – в целом уважаемыми людьми, то посыл демократов уйдет в никуда. Поэтому, наверное, они и не спешат с решениями, ждут, что будет делать ЕР. А пока садики и лавочки, к которым апеллирует оппозиция, наиболее понятны людям». К тому же, заметил эксперт, кампания только против редко бывает эффективной, избирателям больше интересно, что предлагает кандидат.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов подчеркнул, что общее позиционирование зависит от того, какую цель ставит оппозиция. «Если цель в целом победить ЕР, то тогда надо было объединяться и ставить этот лозунг во главу угла. Если же цель в том, чтобы взять побольше мандатов, то нужно активнее работать в районах». Поскольку в Питере муниципальные выборы идут в один день с губернаторскими, то смешения смыслов не избежать, но если низовая кампания не выстроена с городской, то в контрпозиционировании власти вообще смысла нет, указал эксперт. Куртов полагает, что когда оппозиция начнет вести жесткую кампанию против ЕР, то в глазах людей она может оказаться с партией власти на одном уровне желающих дорваться до руководящих кресел, а это гражданам может и не понравиться.
комментарии(0)