Фото Alex Kraus/Bloomberg via Getty Images
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес пилотное постановление, призванное побудить власти РФ гуманизировать правила перевозки заключенных. В Страсбурге указали на «огромное количество случаев» этапирования в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях. ЕСПЧ поставил РФ в вину морально устаревшее законодательство, в соответствии с которым права людей нарушаются автоматически.
ЕСПЧ, вынося пилотное постановление о бесчеловечных условиях транспортировки заключенных, таким образом, прибегнул к довольно редкой процедуре. Поводом послужили массовые жалобы в Страсбург из российских колоний. В документе отмечено, что при его подготовке использованы не менее полусотни коммуницированных исков из разных регионов РФ, связанных как раз с пыточными условиями этапирования.
В целом же, сообщили в ЕСПЧ, за последний год поступило около 540 обращений от российских сидельцев, что «свидетельствует о структурной проблеме». Осужденные жалуются на устаревшие правила этапирования, предусматривающие до 0,26 кв. м на человека. Жалуются они и на отсутствие судебного контроля за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). «Невозможно ждать эффективности от такого средства защиты до тех пор, пока Верховный суд РФ допускает, что можно сколь угодно долго перевозить 12 заключенных в большой камере вагонзака площадью 3,1 кв. м и что это не противоречит международным обязательствам РФ», – сказано в одной из жалоб.
При этом ЕСПЧ неоднократно указывал, что «камеры площадью меньше 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного независимо от времени нахождения в пути». По минимальным стандартам обращения с заключенными, установленными ООН и подтвержденными Конституционным судом РФ, «перевозка в условиях недостаточной вентиляции, освещения или других тяжелых условиях запрещена». Каждому зэку должна предоставляться койка и спальные принадлежности. Но конструктивные особенности российских вагонзаков остаются неизменными с 1930-х.
В постановлении страсбургские судьи признали дефекты российского законодательства, разрешающего в том числе использование в автозаках и камер типа «стакан», хотя международные структуры давно требуют их ликвидации. ЕСПЧ раскритиковал и российские суды за формальный подход к рассмотрению подобных жалоб, а также констатировал, что у российских осужденных отсутствует право на справедливое судебное разбирательство. «Рамки судебных разбирательств не дают надлежащей возможности доказать утверждения о бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство условиях перевозки, а также предотвратить подобные нарушения или возместить связанный с этим ущерб», – отмечается в постановлении ЕСПЧ.
Кстати, правительство РФ просило ЕСПЧ не применять процедуру пилотного постановления. Было указано, что с 2015 года выделено более 1 млрд руб. на приобретение 26 новых вагонзаков, а ФСИН уже подготовила проект поправок в инструкцию о перевозках с новыми нормами.
Адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Владимир Васин назвал решение ЕСПЧ значимым, но у него есть сомнения, что оно повлияет на российскую практику: «У нас ситуация особо не меняется – от осужденных часто слышу о переполненных автозаках, мучительных этапах и тесных боксиках-«стаканах». Эксперт утверждает, что он лично слышал разговоры в судебных кулуарах – мол, России дешевле выплачивать присужденные ЕСПЧ деньги, чем переоборудовать те же клетки в залах заседаний. «Скорее всего такой подход будет и к транспортировке осужденных и обвиняемых. Возможно, наши власти и прислушаются, но скорых изменений, боюсь, не произойдет. Пока национальные власти сами не признают такие условия бесчеловечными, никакой ЕСПЧ нам не поможет», – заявил Васин.
По словам юриста Ильи Машедо, очередное решение ЕСПЧ указало на серьезные недостатки в сложившейся системе, «однако оно не обязывает наше государство сиюминутно устранять выявленные нарушения прав человека», хотя можно надеяться, что это произойдет более или менее оперативно, учитывая объем жалоб в ЕСПЧ. Что же касается нежелания властей исправлять недостатки в системе, то эксперт объяснил это финансовыми мотивами. Адвокат Сергей Савченко напомнил, что и предыдущие решения ЕСПЧ, касающиеся неадекватных условий содержания заключенных, на практике пробуксовывают: «Осужденных, например, по-прежнему перевозят на большие расстояния – несмотря на многочисленные рекомендации международных структур о том, что зэки должны отбывать наказание в той части региона, где проживают их близкие родственники».
комментарии(0)