0
4956
Газета Политика Интернет-версия

07.08.2019 19:37:00

Минпросвещения "окультурит" учеников

В школах оценят любовь учащихся к родине

Тэги: школьная программа, культурные нормативы

Полная On-line версия

школьная программа, культурные нормативы Детям будут прививать любовь к родине через посещение музеев и мероприятия патриотической направленности. Фото агентства «Москва»

Введение в школьную программу культурных нормативов, о котором весной договорились Минпросвещения и Минкультуры, требует дополнительных средств. Задумка, которая уже частично реализована, столкнулась с рядом трудностей. Есть предложения выделить под нее федеральный бюджет, поскольку у муниципалитетов денег не хватает. Также из-за жалоб на дополнительную нагрузку, ее могут распространить только на учеников только некоторых классов. Между тем, общественные деятели и некоторые представители думской оппозиции настаивают, чтобы «культурные» программы готовились открыто в широких экспертных кругах. В противном случае, уверены они, идея превратится в пропаганду национальных идей и конкретных политических взглядов.

Напомним, ранее, Минпросвещения и Минкультуры договорились о введении в школьную программу культурных нормативов. Однако пока на полную реализацию их проекта не хватает денег. Предполагалось, что каждый ученик должен будет посетить определенное количество театров, музеев, мемориальных кладбищ и выставок, и написать о своих впечатления в специальном дневнике. Именно по нему будут оценивать культурный уровень развития каждого школьника. Специфику программ должны определять сами регионы: например, в Татарстане упор сделают на изучение биографии и произведений местных писателей, национального фольклора. Или, допустим, в Коми планируют включить в патриотическую программу рок-мюзикл по поэме 1916 года, балет о мифическом лесном существе, а также песни местных композиторов.

Как рассказали «НГ» в «Единой России», проект уже частично работает, но с его реализацией возникли некоторые трудности. По словам депутата Госдумы, члена президиума генсовета «ЕР» Алены Аршиновой, в настоящее время выезд организует школа, но оплачивают родители, а также транспорт и билеты. «В связи с этим, на данном этапе данная программа не может стать обязательной для всех, поскольку не у всех семей есть желание, либо возможность покрывать эти расходы», – сказала она. Второе – организационные проблемы. Дело в том, что выезд школьников возможен только в вечернее время: начало спектаклей, как правило, в 18-19 часов. Поэтому домой дети часто возвращаются в запрещенное документами о перевозках школьников ночное время.

Помимо прочего «обязательные записи впечатлений в специальных дневниках большинство родителей считают излишней дополнительной нагрузкой на детей. Поэтому сейчас мы предлагаем установить обязательность данной программы для ограниченного количества параллелей. Например, на 8 и 10 класс, и распределить по направлениям искусства. Также нужно предусмотреть финансирование мероприятий как на обязательную учебную программу из федерального или регионального бюджета. Муниципальным это не осилить», – рассказала депутат.

При этом она подчеркнула, «что программа является удачной формой реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта в системе духовно-нравственного, культурного развития школьников».

Однако общественники оказались не в восторге от этой идеи.

Так, член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский считает эту инициативу бесполезной. По его словам, приобщение к культурному наследию не может стать «обязаловкой», в противном случае, это даст обратный эффект. «Конечно, я за то, чтобы школьники чаще посещали музеи, выставки, чтобы они больше читали. Но это невозможно регулировать и установить в этом плане какие-то нормативы. Так что, навязывание школьникам каких-либо норм посещений культурных объектов – это совершенно гиблое и безнадежное дело», – подчеркнул собеседник «НГ».

По его словам, это задача, скорее родителей, а не местных чиновников: «Помню, в советское время нас тоже обязывали читать, скажем, литературные произведения из отечественной классики. Но если, человеку это было не интересно – он и не читал». Шаблинский убежден, что в данном случае оба ведомства просто имитируют полезную деятельность, чтобы отчитаться перед вышестоящим руководством. «Им же как-то нужно демонстрировать свою активность, но эта затея заведомо провальная», – считает эксперт.

Кстати, в 2014 году с похожей инициативой в Петербурге выступил Комитет по образованию. Школьникам предлагали выдавать «Паспорт Юного Петербуржца», который они должны были предъявлять в музеях и театрах, чтобы получить в него отметку о посещении. В КПО утверждали, что «музейные паспорта и дневники не доставляют ребенку проблем, а наоборот… стимулируют его и родителей к пополнению «культурного опыта». Паспорт будет «инструментом» фиксации «культурного опыта». Однако этот опыт в Питере так и не прижился.

Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев тоже выступил против идеи добровольно-принудительного «окультуривания» детей. По его словам, патриотическое воспитание в школах и без того свелось к принудительному зазубриванию материалов– мол, «школьникам как в вузах читают лекции о долге перед родиной и любви к ней и заставляют решать задачки по усвоенным материалам». За последние годы, посетовал он, «школьную программу перегрузили лишними патриотическими предметами, а вот их качество оставляет желать лучшего». Нынешнюю инициативу он расценил как очередной административно-бюрократический шаг: «Непонятно, какую продукцию будут показывать детям, на какие выставки их будут посылать. Нужно, чтобы эту программу разрабатывали деятели культуры, а не чиновники на местах. Иначе это сведется к агитации за «Единую Россию».

Член СПЧ Александр Брод говорит, что инициатива неплохая, но вот ее реализация вызывает сомнения. По словам эксперта, пугают нормативы и отчетность, которые могут выхолостить удачную идею и превратить ее в формальное переписывание отзывов из Интернета или друг у друга.

«Понятное дело, что детей необходимо водить в театры, на выставки, в музеи, организовывать творческие встречи – все это расширяет их кругозор». Но многое, по его словам, будет зависеть от разработчиков программ, которые могут попросту политизировать культурно-просветительский процесс.

«Это тревожно, учитывая, националистические тенденции и чрезмерное доминирование православных идей в некоторых регионах. А также вторжение некоторых деятелей РПЦ в учебный процесс. Все это может привести к перекосам. А, допустим, экспериментальное, авангардное искусство, будут преподноситься как идейно-чуждое, те же концерты и выставки с участием зарубежных актеров уйдет на второй план. Вместо этого будет выпячиваться националистический или религиозный аспект». Чтобы этого избежать, говорит Брод, разработка программ должна осуществляться открыто в широких экспертных кругах.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7675
Нужно ли учить репетиторов учить

Нужно ли учить репетиторов учить

Игорь Аглицкий

Зачастую подросток сражается против всех, чтобы обрести личную свободу от уроков

0
6036

Другие новости