Носитель оружия Судного дня субмарина «Белгород» была спущена на воду в апреле. Фото РИА Новости
Генштаб РФ совместно с другими органами исполнительной власти готовит очередную редакцию Военной доктрины страны. Этот документ президент Владимир Путин скорее всего утвердит в 2020 году, и в нем будут перечислены новые военные угрозы для России в связи с «распадом Договора о ракетах средней и меньшей дальности и неопределенным будущим Договора о сокращении стратегических вооружений (новый СНВ)». Такой вывод делает информационно-аналитическое американское интернет-издание War on the Rocks.
Военная доктрина РФ утверждена Владимиром Путиным в декабре 2014 года. Документ основывается на концепциях и стратегиях развития России до 2020-го. Между тем произошли значительные глобальные изменения в мире, в том числе в военной сфере. Появились новые очаги конфликтов и новые виды оружия, а стратегические нормативные документы по разоружению уже почти не действуют. Есть предпосылки размещения оружия в космосе. Для России обозначились дополнительные военные угрозы, которые в действующей доктрине упоминаются вскользь или их вообще нет в основном военном документе, который должен «устанавливать основные направления военного строительства и подготовки государства и вооруженных сил к войне».
Интерес War on the Rocks к военным планам РФ, видимо, не случаен. Автор этого издания, пишущая о ВД России Дара Массикот является специалистом исследовательского центра США RAND (Research and Development), работающего по заказам правительства США и Пентагона.
Центр специализируется на анализе проблем национальной безопасности США, многие его материалы являются секретными. В то же время этот специалист RAND в открытой публикации анализирует, что в новой российской ВД «может содержаться и почему это имеет значение для США».
Эксперт делает традиционный вывод о том, что Россия готовит новые военные планы, потому что ей угрожают цветные революции, а «Вашингтон и его союзники пытаются сдержать или запугать Россию». «Углубление недоверия к Западу было характерной чертой Стратегии национальной безопасности России (утверждена в 2015 году) и Концепции внешней политики (2016)», – пишет Дара Массикот и делает вывод о том, что и в новой ВД будут отражены в первую очередь именно эти аспекты.
В то же время она отмечает, что в новом российском оборонном документе будут отражены действия военного руководства, «основанные на невоенных методах разрешения военного конфликта». Якобы об этом не раз говорил начальник российского Генштаба Валерий Герасимов. Эту концепцию, утверждает аналитик RAND, «российские военные лидеры ввели в действие в Украине, Сирии и, возможно, в Венесуэле». Она подчеркивает, что наблюдатели должны внимательно проанализировать слова Герасимова из выступления в марте 2019 года: «Он тогда отметил, что, хотя решающую роль в конфликте по-прежнему играет военная сила, роль невоенных методов в достижении политических и стратегических целей со временем только возросла. Он поручил военным научно-исследовательским организациям продолжать совершенствовать эти стратегические концепции».
Герасимов, выступая полгода назад на ежегодном собрании Академии военных наук (АВН), говорил несколько об ином. А именно – о начале разработки Пентагоном новой стратегии ведения военных действий «Троянский конь» (см. «НГ» от 03.03.19) и о том, как этому противодействовать. Дара Массикот анализирует приводимые Герасимовым термины «стратегия активной обороны» и «стратегия ограниченных действий по защите российских интересов за пределами национальной территории». И делает вывод о том, что они войдут в новую ВД России. При этом «стратегия ограниченных действий», например, в Сирии, о которой говорил Герасимов, ассоциируется у нее со «стратегией ведения войны с ограниченным применением ядерного оружия». Хотя Герасимов не говорил об этом на собрании АВН.
Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев сказал «НГ», что американцы не до конца понимают или делают вид, что не понимают установки и новые положения, которые намерен использовать Генштаб РФ в своих военных планах. Он уверен, что публично многое о таких планах российское военное руководство не говорит.
При этом в публичном обсуждении наметок новой ВД, по мнению Неткачева, нельзя обойти тему «невоенных, гибридных методов разрешения военных конфликтов, которые используют США. И угрозы от них наверняка будут отражены в новом документе страны». Эксперт отмечает, что в новой ВД «будут разработаны и определены методы ведения боевых действий, связанных с отражением угроз от новых видов вооружений в мире. А их на слуху уже немало – космическое оружие, гипероружие, лазерное оружие и т.п. У РФ все это есть, но оно скоро появится и у нашего вероятного противника. Скажем, беспилотные ударные подводные системы «Посейдон», которые разрабатываются в РФ, могут появиться и в США. И от них надо будет уметь обороняться. А это очень трудная и многоплановая задача».
В свою очередь, ветеран подводного флота капитан 1 ранга Олег Шведков сказал «НГ», что анализ американцами новых стратегически направлений и возможностей РФ в области обороны окажется неполным, если не будет включать и появившееся в России неядерное оружие, которое благодаря своим носителям будет выполнять стратегические задачи. «Такое оружие в США есть. Развитие вооружения идет в мире параллельными курсами. Думается, что реально оно появится и в РФ, в частности на ее подводном флоте, когда в состав ВМФ войдут современные многоцелевые атомные подводные лодки проекта «Ясень», – считает офицер.
Ранее глава Севмаша Михаил Будниченко заявил, что «атомные подводные лодки проекта «Ясень» универсальны как носители ракетного и торпедного оружия. За счет ракетного оснащения, скрытности и скорости хода впервые в истории ВМФ России эта многоцелевая лодка может не только осуществлять противокорабельные операции, но и выполнять функцию стратегического неядерного сдерживания». Сообщалось, что головным кораблем проекта «Ясень» является подлодка «Казань», которая проходит испытания и должна быть передана флоту до конца 2019 года. А в 2020 году ВМФ РФ должен получить другую субмарину этого проекта – «Белгород». Именно она и станет носителем беспилотных ударных ядерных подводных систем «Посейдон», которые еще называют оружием Судного дня.
комментарии(0)