Председатель питерского избиркома Виктор Миненко не реагирует на замечания главы ЦИК РФ Эллы Памфиловой. Фото со страницы Санкт-Петербургской избирательной комиссии в «ВКонтакте»
Петербургский горизбирком (ГИК), как заявляет оппозиция, отказывается выдавать партиям видеозаписи с избирательных участков даже по требованию суда. По информации «НГ», процессы по итогам муниципальных выборов, инициированные как самими оппозиционерами, так и конкурентами из «Единой России», могут затянуться до конца года. Впрочем, партия власти действует не только через суды – на одних несогласных оказывается давление через местные газеты, другим же предлагается просто продать свои мандаты.
Глава петербургской «Справедливой России» Марина Шишкина сообщила о подаче жалобы в суд на действия ГИК, который наложил запрет на просмотр видеозаписей с избирательных участков в день выборов 8 сентября.
«Мы требуем признать незаконным бездействие горизбиркома, выразившееся в непредоставлении записей видеонаблюдения в помещениях 23 участковых избирательных комиссий в МО Юнтолово, Коломяги, Озеро Долгое и МО № 65. По этим участкам мы добиваемся отмены результатов голосования в судебном порядке в связи с массовыми нарушениями и фальсификациями», – заявила Шишкина.
«Фактически мы имеем дело с сознательным воспрепятствованием справедливому правосудию. Ведь срок рассмотрения судом исков, касающихся итогов голосования, ограничен одним месяцем со дня поступления в суд. Искусственное затягивание передачи видеозаписей просто лишает истцов возможности обосновать свою правоту», – уверена руководитель питерских эсэров.
Руководитель аппарата «Справедливой России» Кристина Черемных сообщила «НГ», что решение ГИК отдавать видео только суду партию не очень устраивает: надежды на то, что многочасовые записи будет просмотрены во время заседания, нет. «По нашим подсчетам, у нас украли около 40 мандатов, мы надеемся отбить хотя бы 20 – те, где есть железные доказательства фальсификаций», – отметила она. Сейчас у эсэров около 30 исков в судах и еще около десятка готовится.
Глава петербургского «Яблока» Екатерина Кузнецова пояснила «НГ»: «Суды – это долгая история, нужно понимать, что она затянется минимум месяца на два, то есть до Нового года. Сейчас есть около 30 наших исков и около 20 против нас со стороны ЕР». Яблочница подтвердила, что и ее партии ГИК не дал никаких видеозаписей с участков, причем не только экс-кандидатам, но и членам участковых комиссий и наблюдателям.
В Петербурге еще нет никаких решений судов ни по искам оппозиционеров, ни по искам единороссов против оппозиции. Между тем уже начинается и седьмая фаза избирательной кампании. У оппозиционеров, похоже, пытаются купить с трудом доставшиеся им мандаты. Прецедент случился в МО № 72, где депутат от Партии роста Вячеслав Кулекин заявил о попытке подкупа и угрозах в свой адрес с требованием сложить мандат. Заявления уже направлены в ФСБ и Следственный комитет. Председатель муниципального совета округа Павел Швец заявил, что, поскольку в МО № 72 у Партии роста 15 мандатов из 20, действующая муниципальная администрация пытается изменить расклад сил и мешать работе совета. По словам Швеца, после неудачных попыток переговоров о покупке начались шантаж и угрозы. Швец представил некую аудиозапись встречи Кулекина с человеком, предлагавшим сложить мандат в обмен на 500 тыс. руб. и трудоустройство в структурах исполнительной власти. Депутат Заксобрания Петербурга Оксана Дмитриева подчеркнула, что после угроз к Кулекину пришлось приставить охрану.
После выборов, кстати, не закончилась и фаза черного пиара. Глава штаба Алексея Навального в Петербурге Александр Шуршев сообщил «НГ», что по почтовым ящикам расходится официальная муниципальная газета, где есть целая полоса о том, что Шуршев «все лето манипуляциями занимался», инсценировал нападения на себя. Он подтвердил «НГ», что никаких решений в судах пока нет, и хотя кое-где уже были первые и даже вторые заседания, но процесс, видимо, намеренно затягивается.
Тем временем Смольнинский райсуд Петербурга продолжает рассматривать иск экс-помощницы депутата Госдумы Виталия Милонова Анастасии Колб, которая требует отменить результаты выборов по 239-му округу, настаивая, что на волеизъявление избирателей повлияло «умное голосование» Навального. Очередное рассмотрение этого иска назначено на 28 октября. Шуршев отметил, что команду Навального на суд не приглашали, ответчиком назначена муниципальная комиссия.
Зампред «Яблока» Николай Рыбаков на днях передал главе Центризбиркома Элле Памфиловой заявление о выявленных партией нарушениях в Петербурге, например о подмене бюллетеней в ящиках для надомного голосования и препятствовании работе наблюдателей. И ГИК вроде бы заявил, что будет настаивать на признании недействительными результатов в ряде округов из-за допущенных нарушений. Об этом сообщил председатель ГИК Виктор Миненко, не уточнив, однако, какие муниципалитеты имеются в виду.
Напомним, что ранее Памфилова добилась признания неудовлетворительной работы питерского горизбиркома. «На самом деле Памфилова может вмешаться в ситуацию не только на словах, например написать Миненко служебную записку, сделать ему выговор, наконец отправить в отставку в связи с утратой доверия. Рычаги влияния у ЦИК есть, но система не хочет работать, хотя все полномочия прописаны», – сказала «НГ» Кузнецова. «Никакого порядка в системе избиркомов нет, система не работает», – подтвердил Шуршев.
Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ»: «На самом деле никакой вертикали избиркомов нет, формально каждый уровень комиссии независим, а по факту региональные комиссии подчиняются региональным администрациям». Он напомнил, что ЦИК может отменить выборы и большинство решений нижестоящих комиссий, как это было на губернаторских выборах в Приморье и на муниципальных в подмосковной Барвихе, но на то нужна политическая воля. «Но сейчас делать вертикаль избиркомов бессмысленно, она была бы елочной игрушкой на вертикали исполнительной власти», – заявил Бузин.
Что же касается видеонаблюдения, то, по его мнению, оно больше используется не для улучшения выборов, а в качестве их рекламы. Сейчас выдача видеозаписей регламентируется подзаконными актами избиркомов, которые предоставляют их только кандидатам и избирателям, да и то при наличии оснований для подозрений в нарушении их избирательных прав, которые комиссии, как правило, не находят.
комментарии(0)