Представитель Минтруда Игнат Игнатьев сослался на объективные трудности при назначении пенсий соотечественникам. Фото Фонда переселенческих организаций
Форум переселенческих организаций вместе с Минтрудом и Пенсионным фондом (ПФ) обсудили проблемы пенсионного обеспечения соотечественников, переехавших в Россию. Они в последнее время чаще стали сталкиваться с отказами в назначении пенсии – например, из‑за невозможности подтвердить необходимый рабочий стаж, поскольку кроме трудовой книжки от переселенцев требуют справки с мест прежней работы. Представители властей заявили, что действуют исключительно по закону, но согласились подумать над его корректировкой.
Совещание по пенсиям прошло в рамках большого проекта «Полюби соотечественника, Родина!», на который выделен специальный президентский грант. Суть же проблемы в том, что хотя иностранцы, постоянно проживающие в РФ, имеют право на пенсию, но де‑факто для них действует большое количество требований и условий. Главным образом поэтому‑то основная масса пенсионеров‑переселенцев получает сегодня минимальные выплаты. При этом многие вынуждены добиваться их годами.
По словам правозащитницы Татьяны Котляр, это не просто какие‑то злоупотребления со стороны отдельных чиновников. Речь идет об осознанной политике, когда соотечественников под различными предлогами лишают положенных им денег. «Гражданам РФ, переселенцам из бывших республик СССР получать пенсию в России вообще приходится через суд», – заявила Котляр. И, кстати, суды, как правило, поддерживают таких пенсионеров.
Например, переселенцам отказывают в пенсии, если у них нет постоянной прописки в России, пояснила Котляр. «Отказывают именно из‑за отсутствия регистрации по месту жительства. Причем назначение пенсий зависит вовсе не от факта постоянного проживания, а конкретно от соответствующего штампа в паспорте», – отметила она. Или, к примеру, от людей требуют документ о снятии с пенсионного учета в той стране, откуда они приехали.
Существует огромное количество требований к трудовым книжкам: допустим, надо доказать, что это действительно твой документ. Это происходит из‑за того, что зачастую фамилия и имя в российском паспорте написаны немного иначе, чем в трудовой книжке, заполненной в СССР.
Необходимы и запросы в те организации, где человек ранее работал, хотя многие из них уже закрылись. «Производятся обязательные запросы в государства прежнего места жительства по проверке трудового стажа, ответы на которые ожидаются от трех до шести месяцев или вообще не приходят. И на основании этого заявителю могут отказать в начислении пенсии или ему начисляют минимальную пенсию, а то и вовсе социальную, если позволяет возраст», – сказано в аналитической записке, подготовленной к совещанию.
В этом документе также говорится, что даже если человек и доказал право на выплаты, этим дело не заканчивается. Скажем, в одном из отделений ПФ отказались учесть 25 лет трудового стажа работы в колхозе только потому, что «на титульном листе отсутствует дата заполнения трудовой книжки».
По словам экспертов, проблемы есть и у бывших военных, сотрудников МВД, МЧС, органов госбезопасности. Однако чиновники в ходе дискуссии убеждали правозащитников и переселенцев, что виноваты несовершенство законов и жесткие проверки со стороны контрольно‑надзирающих структур. Глава Департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев, к примеру, пояснил, что поэтому претензии в первую очередь следует предъявлять к законодателям и также прокуратуре, которая такие проверки санкционирует.
При этом он настаивал, что переселенцы и сами создают поводы для отказов. Встречаются поддельные или просто «оставляющие желать лучшего» документы, которые не дают четкого представления, «кто и откуда к нам едет». Игнатьев, кстати, напомнил, что с советским прошлым – когда старые документы сложно подтвердить, а архивы не сохранились, сталкиваются не только соотечественники, но и многие другие россияне.
По мнению же главы исполкома Форума переселенческих организаций Лидии Графовой, часто из‑за потери лишь одной бумажки переехавшие в РФ люди остаются нищими. Она рассказала о судьбе соотечественницы, которая 35 лет преподавала русский язык, а после возвращения в Россию в 1996 году до сих пор так и не смогла ни добиться права на пенсию, ни оформить гражданство. «В отчаянии она написала письмо Назарбаеву и попросила казахское гражданство», – заявила Графова.
Как сообщила «НГ» замдиректора Института стран СНГ Александра Докучаева, мероприятие тем не менее оказалось достаточно полезным. Важно, что на приглашение участвовать в дискуссии откликнулись представители ПФ, Минтруда и Главного управления МВД по вопросам миграции. «Они показали, что понимают те вопросы, с которыми сталкиваются люди и которые нужно решать. Проблема в том, что им якобы мешает сделать это содержание нормативных актов. Дескать, они не могут от них отступать, а иначе проверяющие инстанции заподозрят, мол, коррупцию в помощи тому или иному соотечественнику», – пояснила Докучаева. С другой стороны, чиновники все же пообещали помочь разобраться с законами, гармонизировав правила в интересах этих людей. По ее словам, есть договоренность, что ведомства «профессиональным языком напишут предложения, которые мы и передадим законодателям».
комментарии(0)