0
4296
Газета Политика Интернет-версия

28.11.2019 20:57:00

Минюст тянется к международным стандартам

Мониторинг правоприменения выявил новые пробелы в российских законах

Тэги: минюст, коновалов, мониторинг, правоприменение, упк, принудительные работы, либерализация


263-3-3350.jpg
Министр юстиции Александр Коновалов
предлагает либерализацию принудительных
работ. Фото с сайта www.minjust.ru
Опубликован ежегодный доклад Минюста о результатах мониторинга правоприменения в РФ. Один из разделов документа – новации, необходимые для приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами. Большая часть предлагаемых ведомством поправок касается Уголовно-процессуального (УПК) и Уголовно-исполнительного кодексов (УИК).

На ведомство Александра Коновалова возложено «осуществление мониторинга в целях выполнения решений Конституционного суда и постановлений Европейского суда по правам человека» (ЕСПЧ), которые требуют принятия новых или корректировки действующих законов и нормативных правовых актов.

В очередном ежегодном докладе, например, говорится о том, что пока так и не установлены перечень оснований и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями суда. Напомним, что на этом все время настаивает ЕСПЧ. Готовит Минюст и предложение о повышении беспристрастности процессов по административным делам – это должно быть обеспечено участием в них прокуроров. Фигурантам административных дел планируется предоставлять и бесплатных защитников, как это сейчас полагается для обвиняемых в уголовных преступлениях.

Есть и инициатива по либерализации УПК: предполагаются поправки о незамедлительном доставлении в суд задержанного, в отношении которого было вынесено заочное судебное постановление о заключении под стражу, «для рассмотрения с его участием вопроса о применении этой меры пресечения».

В докладе присутствует и большой раздел, посвященный принудительным работам. Отмечается рост количества осужденных именно к этому наказанию, которое заменяет лишение свободы. Минюст указывает, что уже со следующего года осужденные к таким работам смогут трудиться на коммерческих предприятиях, проживая в специальных общежитиях за пределами исправительных центров. При этом правило об обязательной проверке таких осужденных не менее двух раз в день сохраняется. А это значит, что для контроля за теми, кто будет находиться на сторонних объектах, потребовалось бы увеличение штата Федеральной службы исполнения наказаний, то есть и дополнительное финансирование. Поэтому ведомство Коновалова предлагает скорректировать эти правила на современный лад: надзор будет осуществляться путем ежедневных проверок по месту работы осужденных с использованием средств связи. А непосредственные инспекции на местах тюремщиками станут проводиться лишь раз в месяц.

Кстати, имеются планы по либерализации и самих принудительных работ. Например, засчитывать в их срок время, проведенное под стражей, дорогу в исправительный центр под конвоем и все краткосрочные выезды из него. Тех осужденных к принудительным работам, которые «больны заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», предлагается направлять в исправительные центры только после прохождения лечения и соответствующей справки от медорганизации.

При этом в Минюсте указали на недоработку Госдумы, которая не предусмотрела полномочия суда «по рассмотрению вопросов о заключении под стражу осужденных к принудительным работам, которые уклоняются от наказания». Из-за этого, утверждается в докладе, судьи сейчас отказывают в соответствующих требованиях администраций исправительных центров.

В докладе Минюста затронута и тема о смягчении наказаний для иностранцев, приговоренных к депортации с территории РФ за нарушения законов. Суть новаций в том, чтобы автоматически приостанавливать исполнение решений о выдворении тех, кто попросил предоставить временное убежище или статус беженца, а также подал жалобу на отказ в их предоставлении.

В свою очередь, общественные наблюдательные комиссии заметили наличие такого своеобразного законодательного пробела, который связан с ростом числа заключенных-иностранцев, претендующих на получение гражданства. В основном это украинцы, которые оказались в крымских колониях еще до 2014 года. У большинства из них в России нет ни жилья, ни работы, ни регистрации, но все же они не хотят возвращаться после освобождения на родину, рассчитывая оформить паспорт РФ. Эти заключенные настаивают, что доказательством их постоянного пребывания на территории Крыма является длительное нахождение в колонии или СИЗО, а значит, они, мол, подпадают под указ президента о льготах для отдельных категорий жителей Украины. По мнению правозащитников, шансов у них на это немного. Ведь в законе четко говорится, что новоиспеченными россиянами не могут становиться лица, «имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ». 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У фигурантов доследственных проверок нет своего процессуального статуса

У фигурантов доследственных проверок нет своего процессуального статуса

Екатерина Трифонова

Омбудсмен Татьяна Москалькова выступит за права "заявителей о преступлении" в ежегодном докладе

0
2422
Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Иван Родин

Госдума рассматривает закон об ограничении права собственности 500 человек

0
2656
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
2968
О готовности украинцев к территориальным уступкам

О готовности украинцев к территориальным уступкам

Социология без политического процесса – это зачастую вопросы без ответов

0
3647

Другие новости