Владимир Путин убежден, что отечественное оружие должно быть лучше мировых образцов. Фото с сайта президента РФ
Россия в 2020 году не вступит в гонку вооружений с США и другими странами НАТО. А усиливать свою безопасность будет за счет совершенствования стратегических ядерных сил (СЯС) и развития новых видов вооружений, которых нет у вероятного противника. Кроме того, как отмечалось на итоговой коллегии Минобороны РФ за 2019 год, в которой принял участие президент Владимир Путин, будут приняты меры для повышения моральных и материальных стимулов для личного состава. Это потребует финансовых и иных ресурсов, но не будет критичным для экономики страны.
Министр обороны Сергей Шойгу в своем докладе заявил: «На фоне ежегодно растущих расходов США и других стран военный бюджет России на протяжении нескольких лет остается практически неизменным. Если в 2018 году мы находились на седьмом месте по военным расходам среди ведущих государств мира, в текущем – на восьмом, то в следующем будем уже на девятом».
Шойгу подчеркнул, что «сохраняются набранные темпы перевооружения войск, создания современной военной инфраструктуры, а также решения задач социальной защищенности военнослужащих». При этом уровень материального обеспечения кадровых военных, судя по всему, будет по-прежнему отставать от соответствующих показателей развитых военных держав. То есть в решении задач социальной защиты военнослужащих проблемы остаются.
Как следует из подписанного Владимиром Путиным 3 декабря закона о федеральном бюджете России на ближайшую трехлетку, в будущем году относительные расходы на оборону станут самыми низкими за последнее десятилетие и составят 2,4% от валового внутреннего продукта (ВВП). Для сравнения: в 2010 году военный бюджет РФ составлял около 3% от ВВП. И все последующие годы он был выше этого значения, а в 2015 и 2016 годах составлял 4,2% и 4,7% от ВВП соответственно. Пик военных нагрузок на экономику страны пришелся на эти годы потому, что шло активное перевооружение армии. Но именно в эти годы правительство забыло о служивых людях, поскольку в военном бюджете 2013–2017 годов не нашлось места для индексации их денежных окладов.
В то же время, как заявил президент на коллегии, «к концу 2020 года доля новых вооружений в армии и на флоте составит около 70%». 10 лет назад этот показатель был менее 50%. При этом упор в решении данной проблемы будет сделан на обновленные СЯС, которые постоянно совершенствуются.
Это не потребует значительных финансовых расходов, поскольку, согласно открытым данным, на развитие СЯС и других перспективных вооружений, основанных на новых физических принципах, в стране ежегодно тратится не более 30–40% гособоронзаказа. А они почти на 95% обеспечивают военную безопасность страны. Выступая на коллегии, Путин подчеркнул, что доля новейшего оружия в ядерной триаде России в 2019 году достигла 82%. Это значительно больше, чем во всей структуре вооружений армии и флота. Глава государства заметил, что ему не нравится фраза «Российская техника не уступает лучшим мировым образцам». «Она должна быть лучше мировых, если мы хотим побеждать, это не игра в шахматы, где нас может устроить ничья иногда, это военная организация государства. Мы можем этого добиваться и добиваемся. И так нужно по всем компонентам работать», – заявил Путин.
Генералы озабочены современным оружием, рядовые офицеры – зарплатой. Фото РИА Новости |
Для ВМФ уже готова головная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955А «Князь Владимир». Эта субмарина имеет на своем вооружении торпеды, ракето-торпеды, крылатые ракеты, а также 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава» с дальностью действия до 10 тыс. км. Они способны преодолевать любую нынешнюю и перспективную противоракетную оборону вероятного противника. Учебно-испытательный пуск «Булавы» из подводного положения с АПЛ «Князь Владимир» в октябре 2019 года это доказал. Как сообщил Герасимов, в 2020 году продолжится «строительство еще четырех атомных подводных крейсеров данного проекта».
Таким образом, как полагают военачальники, успехи в военном строительстве есть. И они, несмотря на сравнительно небольшой по сравнению с прошлыми годами военный бюджет, позволяют решать проблемы обороны страны. Другое дело, что сохраняется более чем скромный уровень материального обеспечения военнослужащих. Как определенное достижение Владимир Путин отметил на коллегии Минобороны, что в течение трех лет денежное довольствие офицеров и солдат «будет ежегодно индексироваться – в 2020 году на 3%, в 2021–2022 годах на 4% соответственно». Но именно за эти показатели оппозиционные движения и партии и критиковали руководство страны, когда обсуждался бюджет РФ на ближайшую трехлетку (см. «НГ» от 21.11.19 и 17.12.19).
Нельзя сказать, что материальные проблемы военных столь же остры как, к примеру, 10 лет назад. На коллегии Сергей Шойгу заявил, что некомплект офицеров в войсках составляет всего 5%, а контрактники охотно идут служить в армию. «В настоящее время более 70% из них имеют профессиональное образование. Одновременно осуществляются их материальное стимулирование и улучшение условий службы», – сказал глава Минобороны. Это действительно так. Как рассказал «НГ» председатель Национальной ассоциации офицеров запаса МЕГАПИР генерал-майор Владимир Богатырев, «несмотря на сокращение расходов на оборону, государство нашло ресурсы для усиления качественных характеристик личного состава Российской армии. В том числе с 1 октября 2019 года решены жилищные вопросы солдат и сержантов-контрактников путем выделения им денежных компенсаций за поднаем квартир на уровне офицерских. Таким образом, сдвинут целый пласт проблем, связанный с текучестью кадров. Мне кажется, что у профессионалов первичного армейского звена, имея за спиной оплачиваемое государством жилье, появилась надежная мотивация к тому, чтобы подписывать второй, третий и т.д. контракты, оформлять ипотеку и надолго связать свою судьбу с армией».
В то же время, по мнению председателя ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитана 1 ранга Олега Шведкова, «проблема достойного материального обеспечения кадровых военных и отставников, к сожалению, до сих пор не решена». Офицер вспомнил, как его коллеги из Европейской организации союзов военнослужащих (ЕВРОМИЛ) в 2001 году «восхищались тем уровнем льгот, которые предоставлял принятый в 90-х годах прошлого столетия закон РФ «О статусе военнослужащего» служивым людям – по бесплатному жилью, медицинскому обеспечению, проезду на транспорте и т.п. У них такого нет. Зато денежное довольствие офицера в Бундесвере, французской армии, Войске польском и т.п., к примеру, на порядок выше того, что получает его коллега в Российской армии. То же самое по военным пенсиям. Там офицерам и отставникам денег, которые они получают за свой ратный труд, хватает и жилье снимать (или его покупать), питаться, лечиться и жить достойно», – отметил профсоюзный лидер.
Эксперт обратил внимание на то, что в России уже в 2005 году многие льготы, положенные по закону «О статусе военнослужащего», «монетизировали». «К сожалению, ратный труд российского военнослужащего с каждым годом становится интенсивнее. Однако нет адекватного его материального стимулирования. То же самое по военным пенсионерам. Невнимание к ним разрушает сложившийся в предыдущие годы престиж военной службы в стране», – заявил собеседник «НГ».
комментарии(0)