Соотечественников за незначительные нарушения миграционных правил выдворяют, не дожидаясь решений кассационной инстанции. По мнению правозащитников, людей таким образом заведомо лишают возможности оспорить приговоры о депортации из России. При этом суды по всем категориям приезжих по-прежнему проходят поточным методом, то есть практически без рассмотрения конкретных обстоятельств.
Недавно созданные отдельные кассационные суды – последняя возможность для соотечественников обжаловать решение о депортации, которое чаще всего назначается за мелкие правонарушения, и остаться в России.
Однако возникла проблема: переселенцев выдворяют из страны еще до того, как кассационная инстанция рассмотрит дело. Обращение в кассационный суд не останавливает исполнения приговора о депортации после вступления его в силу. И поэтому даже в случае отмены такого наказания высланным вернуться обратно затруднительно.
Есть еще и вариант через суд добиться отсрочки исполнительного производства, но для этого нужно успеть подать ходатайство и надеяться, что судебные приставы не будут спешить. Однако, по словам правозащитников, де-факто приставов не останавливают «ни определение суда об освобождении из центров временного содержания иностранных граждан, ни подача заявления в суд о приостановке решения о депортации». При этом людей продолжают приговаривать к высылке за незначительные административные правонарушения, совершенные дважды, даже если это переход дороги на красный свет.
К депутату Госдумы от «Единой России» Константину Затулину обратился переселенец из Казахстана Владислав Филистов. В 2015-м он приехал в РФ на постоянное место жительство к родственникам-россиянам. Он отказался от прежнего гражданства, то есть стал апатридом. Когда же Филистов после потери документов обратился в полицию за их восстановлением, оказалось, что это якобы в базах и не зафиксировано. При проверке человека обвинили в нарушении миграционного законодательства – проживании в РФ без документов.
По решению суда Филистова поместили в центр временного содержания в ожидании принудительной депортации. Как напомнили в приемной депутата, суды над приезжими по-прежнему проходят в поточном режиме, а судьям, несмотря на призывы с высоких трибун, не поставлена задача разбираться с каждым соотечественником.
И в данном случае никого не интересовали подробности дела. Филистов подал жалобу в кассацию, однако его быстро выдворили в Казахстан, еще до того как она была рассмотрена. Это произошло несмотря на ряд веских аргументов, среди которых было и определение суда, отменяющее решение о содержании в центре временного содержания, и заявление в суд о приостановлении исполнительного производства. То есть приставы знали, что ведется кассационное рассмотрение, но не захотели подождать с депортацией.
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Александры Докучаевой, чиновникам не разъяснили, что к «русским людям, приезжающим из бывших советских республик, необходимо относиться как к нашим будущим гражданам, потому что они нужны стране». Поэтому происходит слепое исполнение ведомственных инструкций в самом жестком варианте. Судя по всему, чиновники не хотят брать на себя лишней ответственности. Хотя закон не запрещает корректировать применение инструкций в зависимости от обстоятельств в пользу конкретного человека.
При этом депортация автоматически влечет за собой запрет на въезд на территорию РФ. Под вопросом будет и процедура реабилитации в том случае, если кассация удовлетворяет жалобу о незаконности депортации. Особенно остро эта проблема стоит для граждан Украины, которых на родине часто после их возвращения арестовывают.
Кстати, 6 марта опубликованы поручения президента по реформированию законодательства и практики в вопросах миграции и гражданства. И там есть требование провести корректировку института запрета на въезд в РФ, чтобы эта мера применялась более избирательно. По словам Докучаевой, возможно, надо исключать наказание депортацией для соотечественников, которые прибыли в Россию. «Но изменится ли положение, если в законе не будут записаны точные критерии, по которым решается вопрос о депортации?» – заметила эксперт.
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод напомнил «НГ» о многочисленных случаях судебной волокиты. При этом Брод заявил, что граждан Украины продолжают депортировать без учета того, что в отношении них на родине могут быть возбуждены уголовные дела по политическим основаниям, и по возвращении им может угрожать опасность.
Как считает адвокат Вячеслав Голенев, такие действия судов противоречат решениям вышестоящих инстанций. К примеру, в ряду постановлений Верховного суда и Конституционного суда.
В ст. 8 Конвенции о защите прав человека, к примеру, говорится, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Как правило, говорит Голенев, эти позиции игнорируются большинством судов, поэтому уже после административной апелляции лицо может быть выдворено. Он не исключил, что у соотечественников были бы неплохие шансы на отмену приговоров о высылке в новых кассационных инстанциях. Сейчас, по примерным оценкам, отмена судебных вердиктов достигает 20%.
комментарии(0)